НАТО проводит экстренное заседание по Турции

, 18:50

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Об этом просила сама Анкара, чтобы заручиться поддержкой альянса в боевых действиях против боевиков Исламского государства и представителей "Рабочей Партии Курдистана".

Причем именно военной помощи Турция не запрашивала, речь идет скорее о моральном одобрении тех же авиаударов по территории Ирака, где расположены позиции курдов. И, судя по всему, Брюссель проявит солидарность. Наш корреспондент Игорь Максименко - следит за развитием ситуации.

Борьба на два фронта оказалась непосильной даже для такого мощного государства, как Турция. С угрозой внешней - Исламским государством – все понятно. Турецкая армия борется с террористами в открытой схватке. С угрозой внутренней – Рабочей партией Курдистана – все гораздо сложнее. Теракты и саботаж, насилие со стороны террористического подполья. Ситуация в стране обострена до предела. Именно поэтому Турция обратилась к союзникам по НАТО. Самим не справиться.

Ахмет Давутоглу, премьер-министр Турции: «В обязательства НАТО входит в том числе защита Турецко-Сирийской границы и Турецко-Иракской границы. В связи с последними событиями мы созвали совет НАТО. Мы хотим проинформировать альянс о своих последних действиях и об угрозе для Турции. Мы надеемся, что наши союзники одобрят меры, которые мы предпринимаем для безопасности страны и в нашей борьбе с Исламским Государством».

Террористический акт в городе Суруч неделю назад взорвал шаткий турецкий мир. Погибли 32 человека. Правительственные войска в ответ начали полномасштабную антитеррористическую операцию. Удалось задержать более тысячи человек, подозреваемых в экстремизме. Среди них оказались и радикалы из Рабочей партии Курдистана, и участники антиправительственных выступлений, и вербовщики Исламского государства. Всё и вся смешалось сейчас в большом турецком доме.

Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: «Терроризм во всех формах никогда не может быть допустим или оправдан. Это правильно и своевременно, что мы проводим сегодня эту встречу, чтобы обсудить нестабильность на пороге Турции и у границ НАТО. Североатлантический Альянс следит за развитием очень тщательно. И мы выражаем солидарность нашему союзнику – Турции».

На экстренном совете НАТО никаких решений не приняли. Лишь выразили солидарность с Турцией и заявили, что в создании буферной зоны на турецко-сирийской границе североатлантический альянс принимать участия не будет. Это дело Вашингтона и Анкары. К тому же, военной помощи с берегов Босфора не просили - обращались, скорее, за политической и моральной поддержкой. И это понятно. С одной стороны, Турция открыто выступила на стороне НАТО в борьбе с Исламским государством. С другой, курдское ополчение тоже вовсю воюет против джихадистов. Вроде бы, имея общего врага, можно забыть, хотя бы на время, о собственной вражде. Но ни  сторонники независимого Курдистана, ни турецкое правительство - ни на какие уступки идти не желают. Соединенные Штаты, взявшие на себя роль руководителя операции против Исламского государства, оказались в щекотливой ситуации.

Мэтью Ли, журналист: «Странная ситуация: Турция присоединилась к бомбежкам позиций ИГИЛ, однако одновременно она бомбила позиции Курдской рабочей партии».

Джон Кирби, представитель Госдепа США: «Мы очень признательны Турции за сотрудничество в борьбе против ИГИЛ. Она предоставила свои военные базы для авиации коалиции, откуда наши самолеты наносят авиаудары по позициям исламистов в Сирии. Однако одновременно Турция страдает от атак террористов Рабочей партии Курдистана и мы признаем ее право на самозащиту».

Щекотливая ситуация может перерасти в критическую, если курды, вдруг, переметнутся на сторону Исламского государства. Такой вариант исключать нельзя. Они уже отвергли все меры, разработанные турецким правительством для урегулирования застарелого конфликта, и объявили об окончании перемирия. Теперь США и НАТО придется выбирать, кто из союзников в борьбе с исламскими террористами для них более ценный игрок, и как сделать, чтобы война не пришла в тыл коалиции.

Читайте нас в Дзен