Мир вспоминает жертв крушения малайзийского Boeing
17.07.2015, 10:00
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Во всём мире сегодня вспоминают жертв трагедии в небе над Донбассом. Ровно год назад малайзийский Boeing, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился в районе села Грабово в зоне боевых действий на юго-востоке Украины. Погибли 298 человек - все, кто находился на борту. Это были граждане 10 государств.
Память своих соотечественников почтили сегодня в Австралии. В траурных мероприятиях приняли участие родственники погибших, а также власти страны. К памятному знаку, внутри которого капсула с землёй, привезённой с места крушения самолёта, легли венки. Расследование крушения до сих пор продолжается. Но и год спустя точно известно только то, что было очевидно в день трагедии, - лайнер был сбит.
О перспективах объективного расследования наш корреспондент Виктор Черногуз.
По сути, за целый год от уполномоченных вести расследование мы услышали не больше, чем в первые часы после трагедии. "Самолет был уничтожен источником высокой энергии, попавшем в салон извне" - это цитата из предварительного доклада голландских экспертов обобщает все, что было рассказано публике за 12 месяцев.
Чем дольше длится этот заговор молчания, тем больше вопросов задают эксперты. Проведена ли экспертиза металла, из которого был сделан Boeing? Были ли попытки восстановить из собранных фрагментов внешний вид корпуса самолета? Почему до сих пор часть обломков остается на месте крушения? И отчего, например, Киев до сих по не обнародовал записи переговоров диспетчеров с пилотами лайнера, да и просили ли об этом голландские следователи? Вместо ответов и фактов все это время с высоких трибун озвучивались, по сути, домыслы. Виновных, кажется, назначили еще до начала расследования.
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Я помню это интервью посла Тэффта, который заявил, что США точно знают, кто сбил этот самолет. Но тут же добавил: «И сейчас мы ждем окончания расследования». Немножко противоречивая фраза».
По неофициальным данным, одна из главных версий причин трагедии такова: малайзийский Boeing был сбит ракетой комплекса БУК, который предназначен для поражения воздушных целей. Согласно выводам российских экспертов в области ПВО малайзийский Boeing был сбит вот такой ракетой. Модификация 9М38 способна поражать цели на высоте более 20 километров. Здесь находится аппаратура наведения, вот самая важная боевая частью 70 килограммов взрывчатки и поражающих элементов не оставили гражданскому самолету никаких шансов. Вывод о типе ракеты сделали специалисты концерна Алмаз-Антей, где в 70-е и разработали зенитный комплекс. Специалисты тщательно изучили фотосвидетельства, построили схему разлета осколков. И пришли к выводу: Боинг был сбит ракетой, которая уже давно снята с вооружения российской армии. Но до сих пор используется в украинских ПВО.
Ян Новиков, генеральный директор концерна «Алмаз-Антей»: «В 2005 году концерн проводил предконтрактную проработку продления срока эксплуатации данных ракет на Украине. На тот момент их количество в Вооруженных силах Украины составляло 991 изделие».
Плюс к этому специалисты определили траекторию ракеты. Согласно расчетам, точка пуска находится в районе села Зарощино, которое год назад контролировалось Украинскими войсками. Эту информацию подтверждают и данные космической разведки.
Андрей Картаполов, начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ: «Утром этого же дня в районе населенного пункта Зарощинское, что в 50 км восточнее Донецка и в 8 км южнее Шахтерска обнаружена батарея БУК. Возникает вопрос, почему батарея оказалась в этом районе вблизи территории контролируемой ополченцами и непосредственно перед трагедией».
Как ни странно, США с их самой мощной в мире системой космического шпионажа, свои снимки не обнародовали до сих пор, а уверенно обвиняя ополченцев, ссылаются на нечеткие снимки из социальных сетей.
Еще одна версия причин гибели Boeing - воздушная атака. Оказывается, в день трагедии, украинские СУ-25 осуществляли боевые вылеты. Об этом рассказал бежавший с Украины военный Авиатехник Евгений Агапов. В день трагедии он был на боевом дежурстве на авиабазе под Днепропетровском. Согласно его показаниям он лично видел, как 17 июля 2015 один из штурмовиков под управлением капитана Владислава Волошина вернулся на аэродром с пустым боекомплектам. Ракеты класса «воздух-воздух», видимо, были выпущены по какой-то цели.
Евгений Агапов, свидетель по делу о крушении рейса МН-17: «Фраза была от Дякиева к Волошину: «Что там с самолётом?». На что Волошин ответил, что самолёт оказался не в нужное время и не в нужном месте. Ну, в связи с этим, пришла мысль в голову, что это разбор был по поводу Boeing.
Эксперты на основании расчетов предположили, что Boeing могли поразить ракеты «Питон», которыми оснащены, например, грузинские СУ-25. Но в любом случае, будь это «БУК», штурмовик, или что-либо еще украинские власти в трагедии виновны априори. Ведь именно они допустили появление гражданского судна в районе боевых действий.
Показания авиатехника Агапова, как и выводы специалистов концерна «Алмаз-Антей» уже давно находятся в распоряжении голландской комиссии. Пока никакой ответной реакции. Парадоксально, но создается ощущение, что в объективном расследовании трагедии с малазийским самолетом с жителями Нидерландов на борту пока больше всего заинтересована Россия. Те же, чьи граждане погибли в небе над Донбассом, ведут себя намного более пассивно.
Что происходит, когда в расследование вмешивается глобальные политические интересы, легко понять по истории гибели Дага Хаммаршельда. Осень 1961. Генеральный секретарь ООН погиб в небе над Африкой. Его самолет разбился в тот момент, когда Хаммаршельд летел, чтобы провести переговоры о судьбе Конго. Шведский дипломат пытался остановить гражданскую войну, в которой США поддерживали одну из сторон, но его самолет так вовремя пропал с экранов радаров. Расследование так и не определило причины катастрофы. Особо рьяные американские ястребы тогда даже обвинили советский союз.
Спустя полвека, уже в наши дни благодаря разоблачением Эдварда Сноудена выяснилось, что все эти года США, возможно, скрывали важнейшие доказательство по делу. Оказывается, уже тогда 50 с лишним лет назад АНБ прослушивало разговоры пилотов и диспетчеров. Члены комиссии по расследованию гибели Хаммаршельда попытались возобновить расследование и обратились к властям США с просьбой рассекретить пленки. И натолкнулись на отказ. Вашингтон объяснил его «соображениями национальной безопасности».