Ученые Карачаево-Черкесии чистят крупнейший в Евразии телескоп
10.07.2015, 15:54
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
В Карачаево-Черкесии инженеры астрофизики проводят сложнейшую операцию. Но речь не об открытиях во вселенной, как раз увидеть планеты пока невозможно. Все ученые заняты чисткой крупнейшего в Евразии телескопа. На обновление оборудования уйдет как минимум месяц.
Наш корреспондент Александр Сиротин о звездной пыли и том, когда ждать новых сенсаций?
16 километров горного серпантина. Конечная остановка на высоте больше 2 000 над уровнем моря. Воздух чистый и не по-летнему свежий.
Сегодняшний день для Валентины Максимовой особенный. Перед ее бригадой стоит задача: снять алюминиевое напыление с уникального 6-метрового зеркала - гордости обсерватории. Дело тонкое, и не каждого человека, говорит Валентина Михайловна, к такой работе можно допустить.
Перед тем как приступить, специалисты готовят поверхность. Другая часть команды облачается в защитные костюмы. Отслуживший своё слой напыления смывают с зеркала щелочным раствором. Постепенно, сантиметр за сантиметром, покрытие тускнеет и астрономический инструмент превращается в просто огромное вогнутое стекло. Но, таким быть ему недолго. Вскоре, линзу перевезут в соседний бокс, где напылят новый тончайший слой алюминия, и это снова будет зеркало. Тончайший - это около 150 нанометров.
Язык сравнений выработан здесь давно. На нем специалисты говорят с неспециалистами. Иначе, объяснить сложность и точность телескопа обычному человеку довольно непросто. Вот, например, колесо, которое приводит аппарат в движение. Главный механик сравнивает его со швейцарскими часами, наивысшая точность для которых - 9 класс.
Александр Притыченко, начальник механического участка Службы эксплуатации комплекса БТА: «По ошибкам накопленным, по чистоте обработки, по точности обработки, он выходит где-то на 15 класс точности, если вот так дифференцировать».
А это - опора телескопа. Представляет собой полусферу, которую подпирают вот такие подушки. Между ними тончайший слой масла 1-2 сотых миллиметра. Его нагнетают туда с помощью насосов под огромным давлением. Именно по этой пленке и скользит телескоп, когда вращается. Инженеры говорят, что когда система включена, все эти 750 тонн, которые у меня сейчас над головой можно сдвинуть усилием одной руки.
Из 400 сотрудников только четверть ученые, которые совершают открытия, публикуют статьи. Остальные просто делают это возможным. А информация, которую астрофизики получают из глубин вселенной, позволяет преодолевать пространство и время.
Валерий Власюк, заместитель директора Специальной астрофизической обсерватории РАН: «Мы уже дошли до границ нашей видимой вселенной. Нам дальше мешает не отсутствие света, и не поглощение, а граница. Мы, фактически дошли до края, за которым уже нет объектов нашей вселенной. Ну этот предел, астрофизики понимают, что он обращен в прошлое. То есть мы, когда смотрим вдаль, мы смотрим назад».
Где еще можно увидеть край вселенной или заглянуть в прошлое. Пожалуй, более подходящее место, чем это, среди величественных и молчаливых гор, найти тяжело.