Год назад украинская армия нанесла ракетный удар по международному аэропорту в Донецке

, 10:00

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

С этого момента начались масштабные бои между силовиками и ополчением. Донецкий аэропорт стал знаковым местом для обеих сторон конфликта. За год здесь погибли тысячи солдат. Обстрелы не стихают и сейчас.

Территория когда-то современной воздушной гавани усеяна воронками от снарядов. От зданий остались лишь руины. Наш корреспондент Анатолий Майоров продолжит.

26-ое мая 2014-го — первые авиаудары украинских ВВС. Четыре боевых вертолета и два истребителя атаковали зону аэропорта, его окрестности и частный сектор. С этих залпов началась полномасштабная война Киева с собственным народом в Донбассе. Спустя год, командир первого отряда ополченцев, зашедших в аэропорт еще накануне авиа атаки, вспоминает — выбить его бойцов из терминала легко мог спецназ ГРУ, который ждал команды в гостинице аэропорта. Но Киев решил ударить авиацией  из-за паники или ненависти к почти безоружным ополченцам.

Александр Ходаковский, командир батальона «Восток», секретарь Совета безопасности ДНР: «Они даже не умели толком обращаться с оружием. Мы поднялись, затянули на крышу миномет без вышибных зарядов. Показали, что мы контролируем».

Главный повод для такого боевого блефа сообщения, которые до сих пор хранятся в телефоне командира. Через Донецкий аэропорт, Киев перебрасывал десант и технику для ударов по Славянску. В СБУ у ополченцев был свой человек, он же открыл для батальона все замки с особым кодом доступа. За эту помощь, его потом пытали силовики, Александр выжил благодаря обмену пленными.

Александр, бывший сотрудник СБУ: «Возникло желание защищать свою землю, семью. Помешать тому процессу, который происходил в аэропорту».

Аэропорт взяли под контроль хитростью и без единого выстрела. Уже в терминале, командир батальона «Восток» несколько раз встречался с украинским офицером. Никто не хотел стрелять. Но войну развязали авиацией

Александр Ходаковский, командир батальона «Восток», секретарь Совета безопасности ДНР: «Постепенно аэропорт стал знаковым объектом. Приобрел не военно-тактическое, а идеологическое значение. Субкультура — киборги, охотники на киборгов».

Аэропорт стал символом еще три года назад. На него были потрачены рекордные 800 миллионов. Все, что от него осталось - это зона аэропорта, старый терминал, новый терминал, гостиница «Полет», где своего приказа ждал кировоградский спецназ ГРУ. Теперь здесь руины и  прострелен каждый сантиметр. Здесь сотни воронок, сотни неразорвавшихся снарядов, десятки тел погибших, которые до сих пор под завалами этого здания-символа.

Артем здесь с февраля. Он - бывший хоккеист - в аэропорту уже четыре месяца держит оборону. У украинских минометчиков редко бывает выходной. Вопреки Минским соглашениям, артобстрелы здесь почти не прекращаются. Во время съемок в этой зоне, нас везде и всегда подгоняют ополченцы. На одном месте находимся максимум одну минуту, ведь мы - желанная мишень для украинских корректировщиков.

Все здания здесь опутаны тонкой проволокой. Вот следы противотанковых ракет, выпущенных из Авдеевки. И где-то там, под маскировочными сетками, стоит техника, которую украинские командиры должны были отвести еще три месяца назад.

Спустя год боев за эту зону, потеряв минимум тысячу солдат, Киев все еще не может забыть об аэропорте-символе. И никто не дает гарантий, что Украина опять не ударит с неба. Ополчение уже знает как бороться с авиацией, но на окраинах Донецка все еще живут тысячи гражданских.  

Читайте нас в Дзен