В Петербурге открыли памятник Ольге Берггольц

, 18:44

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Церемонию приурочили к 105-летию со дня рождения легендарной поэтессы. Монумент установили в сквере на улице её имени. В этом районе за Невской заставой «блокадная муза» провела детство, юность и написала свои первые строки.

Гранитная композиция представляет собой бронзовую фигуру поэтессы на фоне разрушенного здания блокадного Ленинграда. На одну из его стен нанесены стихи Берггольц, которые она посвятила защитникам города.

Немало испытаний выпало на долю поэтессы и до войны. В 1938 она была арестована по надуманному обвинению.

Наш корреспондент Анна Ливадняя вспомнила творчество и жизнь Ольги Берггольц.

Ольга Берггольц сидит где-то в подвале у зарешеченного окна. А вот уже стоит у развалин рядом с буржуйкой. Все это пробы ножа скульптора, много месяцев он работал над памятником женщине, давняя встреча с которой навсегда осталась в памяти. Вадим Трояновский говорит, Ольга Берггольц – это воплощение Петербургской интеллигенции, от образа мыслей до прически, которая всегда  волосок к волоску.

И вот она в костюме и туфлях в одном из Петербургских скверов. Скульптор из деталей оставил только кусок полуразрушенной стены, громкоговоритель, и стихи, конечно, об осажденном Ленинграде. Ольга Берггольц для петербуржцев, да и для всей страны, прежде всего блокадный поэт. Эту беду она разделила с любимым городом.

Муж поэтессы умер от голода еще в 1942 году, но Ольга Берггольц понимала, ее личная трагедия для блокадного Ленинграда одна из многих. Она продолжала ходить на работу и почти каждый день взывала к мужеству жителей города. Через вот такие репродукторы люди слушали голос той, кого позже назовут блокадной музой Ленинграда.

Убежденный советский поэт, основа блокадной лирики. Такой и только такой Ольга Берггольц долгие годы оставалась для своих читателей, ее другую жизнь тщательно скрывали.  Теперь о сложном довоенном времени можно узнать даже в школьном музее. Вот они копии протоколов допроса, и фотографии в профиль и анфас. Государственная машина прошлась катком по семье Берггольц, первого мужа заподозрили в антисоветской деятельности и расстреляли в 1938. Поэтессу полгода держали в застенках, и в прямом смысле выбивали показания. Тогда же будущая ленинградская Мадонна потеряла ребенка. Но, несмотря на все это, смерть Сталина она встретит такими строками: «Обливается сердце кровью, наш любимый, наш дорогой».

Надежда Смирнова, заведующая музеем Ольги Берггольц: «Арест, обвинение в террористической организации против Жданова она не связывала с именем самого Сталина, а связывала с его окружением, с людьми, которые ведут дело, со следователями, с чиновниками. Поэтому, как и для любого советского человека, смерть Иосифа Виссарионовича Сталина была для нее трагедией».

Другие стихи по понятным причинам, десятилетия хранились в столе. Ольга Берггольц писала: «Не твои ли трубы рыдали над прахом при жизни, кромсавшим меня». И это тоже на смерть Сталину. Были еще и многочисленные дневники, которые сама поэтесса прятала, опасаясь расправы.

Наталия Соколовская, писатель: «Вот у Берггольц есть такая строчка "Я здесь, чтобы свидетельствовать». Вот эту строчку можно поставить эпиграфом ко всему ее творчеству. И дневник Ольги Берггольц именно такое свидетельство времени, свидетельство о 20-х годах, о 30-х годах, о времени большого террора, о войне, о блокаде, о том, что было после войны и блокады, о ленинградском деле. Это история нашей страны».

Она раньше сверстников вступила в Комсомол, прошла через репрессии, и войну. Но была убежденной коммунисткой до самой смерти.  Литературоведы говорят, личность Ольги Берггольц столь же противоречива, как и эпоха, в которую она жила. И, кажется, сама поэтесса, это понимала, но ни о чем не жалела.

Читайте нас в Дзен