В Дагестане историки изучают старинную культуру женской татуировки
15.05.2015, 10:24
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
У долгожительниц в высокогорных селениях нательная живопись - достаточно распространенное явление. Для ученых это целый пласт древней культуры, потому что легкомысленных узоров на пояснице здесь не найти, каждый рисунок несет некий смысл, является амулетом, оберегом.
Наш корреспондент Патимат Гусейнова видела древние знаки на живых людях.
Буква «Ж» и крупная точка в центре круга. Что означают эти тату бабушка Марьям и не помнит. К 90 годам на руках едва видны только два рисунка, в молодости же их было около 15. Каждую наносила сама. Зато в столь преклонном возрасте, не забыла, как это делалось.
Марьям Бабуева: «Тогда мне было 25. Я наточила деревянную палочку. Ее опустила в сажу. Несколько минут ждала пока пропитается. Потом ею набивала рисунок на коже. Конечно, кисть была вся в крови».
Набивали рисунки горянки ещё абрикосовым соком и углем, рассказывает Габиб Исмаилов. Ученый вот уже 15 лет изучает нюансы нанесения татуировки в Дагестане. Он побывал почти во всех аулах. Вот его ценный архив. Имя, возраст, аул и узоры. Все зафиксировано. В 20 годах прошлого века украшать тело загадочными рисунками в горах было модно. Тату заменяли амулеты и талисманы. Защищали от дурного сглаза.
Габиб Исмаилов, кандидат исторических наук: «В Цахуре спрашивал у одной женщины, для чего эта татуировка здесь, около рта. Она ответила, что часто зевает. Чтобы не вошел внутрь злой дух. Эта татуировка защищает. Это ключ. Отпугивает злой дух».
Подобными узорами в горах Дагестана можно найти и на отдельных предметах в доме. Звезды, кресты, круги. Эти символы украшают ковры, посуду и старинные панно.
Зубалжат Мирзаева, директор музея села Акуша: «Здесь фигура, состоящая из трех частей. Насколько я понимаю, это изображение трех миров: подземного, земного и небесного. А внутри человек как бы в коконе находится».
Кто не верил в мистику и сакральный смысл тату, так это мужчины. Они предпочитали лишь любоваться нательными узорами.
Сейчас о значении татуировки горянки не задумываются. Да и самостоятельно, ее набить тоже не решаются. Дело доверяют профессионалам. Приобретают популярность, так называемые биотату. Узоры наносят хной. Роспись абсолютно безболезненна. Однако держится такой рисунок недолго. Меньше, чем через неделю он сотрется.
Хна бывает разных цветов. Черной украшают руки и ноги, а вот красной – плечи, шею и спину. Аллергию она практически не вызывает. Поэтому с узорами современные горянки любят поэкспериментировать.
Зарема Магомедова, мастер тату: «Молодые девушки рисуют очень современные рисунки. Пистолеты, короны, бывает, что и машинки. Очень часто пишут имена или тексты какие-то, слоганы и афоризмы, чтобы как-то везло в жизни».
Настоящие, чернильные наколки мало кто решается делать. Сегодня многие даже осуждают древние традиции предков. Мусульманские богословы говорят о том, что тату запрещено религией. Но, тем не менее, обереги на арабском бабушки тоже делали, надеясь получить защиту небес от темных сил.