Пятый канал продолжает уникальный проект "Я помню! Я горжусь!"
29.04.2015, 10:18
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Корреспонденты Пятого канала рассказывают о своих родных, которые сражались на фронтах войны, приближая общую Победу.
Дед Константина Крылова прошёл всю войну: десятки сражений, контузия, плен, концлагерь. Он сделал почти невозможное, чтобы снова встать в строй и победить.
Я хотел рассказать своей дочери Вере о ее прадеде, но вдруг понял, что сам знаю о нем слишком мало. Так вышло, что все мы сейчас живем на Ставрополье, куда мой дед Николай Васильевич Крылов перебрался уже после войны. Он строил ставропольскую ГРЭС, где почти всю жизнь и проработал. Сегодня дверь в его старую квартиру нам открывает его младший сын Александр - мой дядя. Он признаётся, что сам почти ничего об отце рассказать не может. В семье было не принято расспрашивать о войне.
Квартира опустела с тех пор, как умерла бабушка. Дедушку забрала к себе старшая дочь – тетя Лариса. Но я запомнил его именно таким, каким видел здесь, когда еще ребенком проводил у них каникулы. И с тех пор мне в память врезалась одна деталь: вот здесь, может быть на этом самом стуле, висел поношенный дедушкин пиджак с орденами и медалями, с которыми бабушка не разрешала мне играть. Я не понимал, почему, и обижался. Теперь – понимаю.
Среди бумаг, которые хранит старшая дочь деда, нашлись документы и фотографии военных лет. Вот кто-то из сыновей написал своей неловкой рукой «папа».
Николай Крылов служил в Красной армии с 1940-го года. Вот он - необстрелянный курсант лейтенантской школы в Новочеркасске. В первый год войны на фронте остро не хватало командиров, поэтому курсантов на передовую не отправляли. Но летом 1942-го в 18-ой армии, защищавшей Кубань и северный Кавказ, сложилось катастрофическое положение, и их – не успевших еще получить свои первые лейтенантские звездочки - бросили в самое пекло.
В августе 1942-го в районе Горячего ключа мой дед Николай Васильевич Крылов заслужил свою первую медаль «за боевые заслуги». В боях за Лысую гору, Волчьи ворота, высоту 387 его 139-й стрелковый батальон потерял половину личного состава, но фашистов части Красной армии не пропустили.
Вот наградной лист из архива: «12 августа был ранен командир взвода, и он командование взводом принял на себя. В этом бою товарищ Крылов отразил три атаки противника. Сам лично уничтожил из ручного пулемета до 10 немцев».
Медаль вручали уже лейтенанту Крылову в 1943-ем. За это время он был ранен, но остался в строю. На фотографии, где мой дед рядом с боевыми товарищами, видно, как он изменился и возмужал за это короткое время. А дальше – снова фронт, наступление, бои и потери. И то, о чем мой дед никогда не любил вспоминать.
Лариса Бойченко, дочь Николая Крылова: «В бою его контузило, и он попал в плен. Ну и рассказывал, как помогали друг другу люди из других стран, что бандеровцы – самые плохие люди, где-то в Польше они были и местное население их подкармливало».
Из одного концлагеря деда отправили в другой – в Австрию, откуда ему удалось бежать – войска союзников были уже на подходе. Но он вернулся в действующую советскую армию, где первое время его вызывали с одного допроса на другой для проверки всех данных. И все же победу он встречал командиром взвода где-то под Берлином. В мае 1945-го был снова награжден орденом «Красной звезды» за личное мужество и отвагу в боях.
Дедушки не стало в августе 2001-го. Он никогда не считал себя особенным, как впрочем, и все ветераны той страшной войны. Каждый из них делал только то, что мог и что должен был – защищал, свою страну, своих близких, свою Родину. Но все вместе они сделали невозможное – подарили мир всему миру, а нам с Верой – подарили жизнь.