Пятый канал продолжает проект "Я помню! Я горжусь!"
22.04.2015, 10:14
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Наши корреспонденты делятся со зрителями воспоминаниями о своих предках, которые 70 лет назад отстояли для нас страну. Личные истории не бывают обычными, они не укладываются в сухую статистику. Когда каждый говорит о своём, то он говорит о самом главном.
Сегодня наш корреспондент Наталья Сулюкина расскажет о прадеде, который защитил Москву.
«Товарищу Беляеву Григорию Дмитриевичу, курсанту части 2750. Объявляю благодарность и награждаю грамотой ударника. Уверен, что и впредь вы будете классово стойким, волевым инициативным курсантом!» Такую грамоту мой прадед получил еще в ноябре 1933 года. 22-летний Гриша Беляев не мог и представить, что все те навыки, которые он так успешно оттачивал в армии, ему придется применить на фронте.
Поселок Базарный Карабулак, под Саратовом… Здесь живет моя бабушка – дочь Григория Дмитриевича. Она рассказала мне, что прадед с детства мечтал стать военным. В 1935-ом, в полковой школе, он получил специальность по саперно-маскировочному делу, а уже после училища, сам начал готовить молодых солдат.
Людмила Фокина, дочь Григория Беляева: «Я сколько себя помню, отец был всё время военным. В войну он в 41-ом ушёл. А до войны он служил курсантом. Вышел младшим лейтенантом».
Прямо из Базарного Карабулака младший лейтенант Григорий Дмитриевич и ушел на войну. Защищал Москву. Там сосредоточила свои силы знаменитая 354-я стрелковая дивизия. Мой прадед стал командиром одного из ее батальонов. В тот момент Западному фронту генерала Жукова поставили четкую задачу: не допустить врага к столице. И после ряда успешных боев, уже к декабрю 41-го оборона превратилась в Контрнаступление. Как раз в контратаке и проявил себя комбат Беляев. В бою за деревню Чашниково его батальон буквально в рукопашную столкнулся с немцем и бойцы освободили село.
Так написано в личном деле Прадеда. Это стало известно, после того как наша семья отправила официальный запрос в Министерство обороны. В ответ мы получили целый список подвигов Григория Дмитриевича. Вот справка из личного дела: «11 декабря 1941 года на участке Истринского водохранилища лейтенант Беляев, с батальоном нанес противнику внезапный удар, выбив его из укрепления. 22-го декабря в упор расстреливал фашистов».
Людмила Фокина, дочь Григория Беляева: «Истринское водохранилище. Немцы там отключили дамбу. Лед, мороз, ямы. Дошло до штыковой борьбы. Выбили немцев».
Все это бабушка хранит в своей памяти с трепетом. Она почти никогда не просила своего отца рассказать о войне и не потому, что было неинтересно, просто Григорий Дмитриевич сам не любил вспоминать те страшные годы. Лишь 9 мая за праздничным столом иногда что-то рассказывал родным. Одну из таких историй мой дед помнит до сих пор.
Александр Фокин, зять Григория Беляева: «Были морозы сильные и землянка была набита солдатами. Вдруг оказалась откуда-то женщина с ребенком. Ее туда не пускали. Он вынужден был подозвать солдат со станковым пулеметом и направить на вход землянки, только таким образом он смог заставить несколько человек выйти, чтобы впустить эту женщину».
На фронте прадеду приходилось встречать и предателей, и трусов. Об этом говорится в одном из писем, в нем же рассказывается о первом поражении в бою.
«Мы достигли западного берега, порвали фашиста, выбив его из укрепления, я отправил донесение с посыльным о выполнении, и попросил подкрепления, но, увы, мы так его и не дождались».
Тогда батальону Беляева пришлось отступить. Это был конец декабря 1941-го. А уже 2-го января 42-го, в Волоколамске, командование Западного фронта приняло решение объединить сразу три полка в один сводный батальон, для масштабного наступления на гитлеровцев. В том бою мой прадед получил третье за всю войну, тяжелейшее ранение и навсегда вышел из строя. В госпитале Григорий Беляев узнал, что за оборону Москвы его наградили орденом Красной звезды. И хотя на фронт вернуться он уже не мог, решил, что будет готовить защитников Родины в тылу.
Людмила Фокина, дочь Григория Беляева: «Перед концом войны его отправили в Тамбовскую область, потом в Орловскую, я даже себя маленькую помню».
Это был не долгий, но без сомнения славный фронтовой путь, прадед прошел его с честью. Он умер в 75, во сне. Но оставил нам - свою историю Победы. Григорий Дмитриевич Беляев. Я помню! Я горжусь!