Под Смоленском пройдут траурные мероприятия в память о погибших в авиакатастрофе пять лет назад

, 9:06

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Сегодня под Смоленском пройдут траурные мероприятия. В память о польской президентской делегации, которая погибла в авиакатастрофе ровно пять лет назад.

Сейчас польская сторона требует поставить на месте трагедии огромный монумент. Однако, место это не простое. Там же поисковики до сих пор находят останки солдат Великой Отечественной. О спорах и о ходе расследования катастрофы – наш корреспондент Виталий Втулкин:

Там, где Польша 5 лет назад потеряла своего президента и все высшее военное командование, теперь густо растет кустарник. Болотистая местность, тревожная запретная табличка. В траве - когда-то работавшие сигнальные огни, и, наконец, появляется аэродромная бетонка. Вот начало взлетно-посадочной полосы, до которой польский борт №1 не дотянул каких-то пару сотен метров. Там, где упал самолет, сейчас ничего не напоминает о трагедии. Все, вплоть до мельчайших обломков, давно собрано и хранится в специально построенном ангаре на территории аэродрома «Северный». Да и на самом месте крушения нет даже памятного знака. Но это хотят исправить.

Помнить о том, как за секунды европейская страна потеряла всю верхушку, конечно, надо. Да в Смоленске и помнят. У той самой березы, которую польский самолет срубил левым крылом и затем рухнул, горожане установили крест, на котором - красно-белые ленточки, цвета польского национального флага. Но в Польше хотят большего. Провели конкурс, и теперь хотят построить на смоленской земле следующее: две черные стены, высотой 2 метра, длиной 115, с высеченными именами всех 96 погибших. Даже не так. Не просто хотят, требуют. Хотя могут только рекомендовать возвести такой монумент. Все-таки не их территория. Да и площадь сооружения, по сравнению с прежней договоренностью с Россией, польская сторона намерена увеличить примерно втрое.

Глава местного поискового отряда «Честь и Долг» рассказывает: здесь, вокруг места крушения самолета, в годы войны сгинули минимум две советские дивизии. Куда ни глянь - свидетельства боев. Например, это - не просто яма, заполненная водой. Воронка от авиабомбы. До сих пор можно легко отыскать винтовочные, или пулеметные патроны, слега присыпанные грунтом, или фрагмент трехлинейки. Отходим чуть в сторону - там, на одном маленьком пятачке были найдены останки 17 красноармейцев. В том числе, генерал-майора. Земля все сразу не отдает - известная поговорка поисковиков. Так что, на том же месте, вернись сюда, можно «поднять», еще одно поисковое слово, ни один десяток пропавших без вести бойцов. Именно поэтому Вячеслав Прохоренко категорически против польского проекта.

Вячеслав Прохоренко: «Уж если кому и ставить памятник, то это защитникам нашего города, которые в 1941 году отбивали немецкие атаки и внесли свой вклад для разгрома немцев».

В день трагедии польское руководство летело на годовщину Катынского расстрела. К моменту посадки в районе аэродрома «Северный» - низкая облачность и густой туман. Наземные службы несколько раз предупреждают экипаж: метеосводка хуже некуда, уходите на запасной аэродром. Но командир ТУ-154 принимает решение попробовать приземлиться. Самолет рухнул рядом со взлеткой смоленского аэродрома. Вроде, все очевидно. Но польская сторона, признавая - а что остается? - неоспоримые, и, кстати, признанные международной комиссией факты, по-прежнему пытается привлечь к своему суду диспетчеров смоленского аэродрома. Авиаэксперты такого упорства не понимают.

Магомед Толбоев, Герой России, Заслуженный летчик-испытатель: «Диспетчер не имеет никакого отношения к прилету или отлету. Он может рулить сказать, «Я вижу вас», «Заходите», «Уходите», больше он ничем не может управлять. Он может сказать до того – после принятия решения командиром части – борт не принимается. Это принимает решение командир части. Диспетчер передает в эфир решение командира части, диспетчер не принимает никакие решения».

Следственный комитет России вину диспетчеров опроверг сразу. Отдавать россиян польскому правосудию никто не собирается. Они, как следует из заявления, действовали строго согласно инструкциям. Решение о посадке по правилам, принимает исключительно командир воздушного судна. О том же и в докладе независимых экспертов. Но поляки гнут свою линию. Возможно, точка появится после решения по уголовным делам, которые одновременно появились в двух странах. Впрочем, 5 лет прошло, а расследование все идет.

Читайте нас в Дзен