Псковские десантники покоряют Арктику
09.04.2015, 10:25
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Группа псковских десантников дрейфует на льдине в Северном Ледовитом океане. Это беспрецедентные учения. Бойцы ВДВ отрабатывают способы выживания в экстремальных условиях.
Опасность подстерегает на каждом шагу: это и метель, и медведи, и самое главное - мороз. Задача стоит не просто выжить, а нести службу и отрабатывать прыжки с парашютом.
Наш корреспондент Максим Уразаев тоже отправился покорять Арктику.
Каждый из этих десантников прыгал с парашютом сотни, а кто-то и тысячи раз. Но перед отправкой на Северный полюс всех все равно сначала посылают сюда, на псковскую тренировочную базу. Прыгать из воображаемого самолета с нулевой высоты.
Виктор Некрасов, заместитель командира роты специального назначения 76-й десантно-штурмовой дивизии: «На земле знаешь, что под ногами земля. А здесь не знаешь куда приземлишься. Волнение есть перед прыжком».
Приземлиться на лед для десантников это как заново научиться ходить. Специально для этого пошита новая форма объединенных войск ОДКБ, организации договора о коллективной безопасности. В ней даже валенки и те, специального назначения. А повышенной колорийности еда на северном полюсе точно не замерзнет. Не специальная, в продуктовом наборе, пожалуй, только вода.
Борис Светлянов, заместитель командира группы спецназа 76-й десантно-штурмовой дивизии: «Я возьму две бутылки в рюкзак. Одну положу сюда, благодаря чему она не замерзнет».
Ну и главное в прыжке - парашют. Для бывалых десантников и он в новинку. Купол не круглый, а прямоугольный, более маневренный. Российская система Арбалет-2. Накануне прыжка укладывали в парах: россиянин-белорус. После каждого этапа проверка командира. С каждым таким дальше прыжок все ближе. И вот погрузка в Ил-76. В полном обмундировании, на каждом по 50 килограмм груза и автомат. На Северном полюсе страшен не столько враг, сколько медведи.
Алексей Наумец, командир 76-й десантно-штурмовой дивизии: «Понятно, что жизнь человека дороже. С ними проведут инструктаж, как обезопасить себя от животных».
5 часов полета перед прыжком на голодный желудок. Так нужно по техническим причинам. Туалет будет только на Северном полюсе. И тот еще предстоит построить. Инструктаж и проверка парашютов. Не последние - крайние. Разговоры не приняты. Молча ждут сигнала - дымовой шашки с дрейфующей льдины. Перед самым прыжком волнуются даже разведчики, выходят за рамки устава.
Николай Ефремов, разведчик группы специального назначения: «Перекрестился и пошел. Нет такого, что десантник не боится. Если он боится, то можно вешать парашют на стену».
Первый пошел, второй пошел! Самолет над дрейфующей льдиной на высоте 1500 метров. И в одном из трех заходов прыгают псковские десятники. Температура за бортом минус 57. Это холодно даже по меркам Северного полюса.
На самой льдине значительно теплее, но от этого не легче. Несколько дней десантники будут учиться выживать на Северном полюсе, учиться ходить на снегосупах, плавать в гидрокостюмах, управлять собачей упряжкой и строить себе жилье из снега. Кажется, обратно вернется уже не десант - люди особого назначения.