Во Владимире обнаружили уникальные фрески Андрея Рублева
03.04.2015, 15:46
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Настоящее чудо свершилось в одном из храмов Владимира. Специалисты вели работы по восстановлению иконостаса Успенского Собора, за ним и скрывались лики. По мнению экспертов, фрески были написаны в 1408 году.
Одним из первых древнюю реликвию увидел наш корреспондент Антон Гуськов.
Этот человек едва не погиб на рабочем месте. Во время наших съемок в храме реставратор потерял сознание прямо на высоте и чуть не сорвался вниз. Его спасли только строительные леса, в которых он застрял при падении. "Скорая" приехала быстро, но госпитализация не потребовалась. Пострадавший уже на ногах, а его коллеги, видимо, от греха подальше, пытаются скрыть инцидент.
По словам очевидцев, несколькими часами ранее помощь медиков здесь понадобилась ещё двоим: на колокольне потерял сознание звонарь, почувствовал себя плохо местный электрик. Всего за один день сразу три ЧП. Роковое стечение обстоятельств, или знак свыше? Но, никакой мистики, только факты.
Несчастья здесь начались после того, как в соборе разобрали часть иконостаса - к нему во время богослужения обращены взоры верующих, за ним находится святая святых православного храма — алтарь, доступ к которому разрешен только избранным. Под иконами восемнадцатого века оказалась спрятана еще более древняя реликвия - фрески кисти Андрея Рублева, написанные в 15 веке. Их-то и собирался осмотреть внезапно потерявший сознание художник-реставратор. Изображения не увидеть просто так, слишком узкое и труднодоступное это место.
Людмила Балыгина, художник-реставратор: "Дальше пошла живопись Андрея Рублева. Она идет вон туда выше-выше, и кончается на уровне, там стоит свет, там фигура".
Потайные фрески были найдены еще сорок лет назад. Но тогда ученые так и не решились показать их миру. Пришлось бы практически полностью убрать позолоченный иконостас, появившийся в Успенском соборе по приказу Екатерины Второй. Теперь две реликвии оказались на разных чашах весов. Что важнее, а чем можно пожертвовать? Спустя десятилетия, во время плановых реставрационных работ, эти вопросы снова озадачили специалистов.
Светлана Мельникова, директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника: "Те иконы 18 века, которые уберут, они стоят того, чтобы их видели? Да, наверное. Что ценнее? Не знаю! Это очень субъективный вопрос!".
Формально Успенский собор находится в собственности Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В то же время это действующий храм, в котором каждый день местная епархия проводит богослужения. Святые отцы пока не комментируют инициативу убрать иконы ради возможности увидеть спрятанные под ними фрески. Хотя "против" уже высказываются прихожане, мол, не зря рабочие в храме вдруг начали терять сознание, "за" многочисленные туристы.
Ольга Мешкова, прихожанка Успенского кафедрального собора г. Владимира: "Я думаю, иконостас трогать нельзя. Это святыня! Оставить все как есть".
Ольга Захарина, турист: "На мой взгляд, все-таки показать фрески Андрея Рублева. Это все-таки очень интересное историческое и духовное наследие нашей нации. А более поздний иконостас перенести в другое место".
Страсти по Рублеву в Успенском соборе Владимира разгораются не в первый раз. По требованию музейщиков церковь уже сократила до минимума количество зажигаемых в храме восковых свечей, а поставить их теперь за здравие, или упокой здесь можно только по особым дням. По мнению ученых, копоть наносит росписи непоправимый урон.
Изображение Страшного суда, пожалуй, одна из главных достопримечательностей Успенского собора во Владимире. Фреска украшает своды храма. По оценке искусствоведов это самое большое по размерам творение кисти Андрея Рублева, сохранившееся до наших дней.
Окончательную точку в споре, что же важнее показать посетителям собора иконостас, или скрытые под ним фрески, должен решить специально созванный научно-методический совет. В него войдут лучшие реставраторы и искусствоведы страны. Впрочем, одно уже можно сказать наверняка. По оценке экспертов, если древняя живопись останется под иконами, так она будет все-таки целее. Та же фреска «Страшный суд», например, за последние полвека под воздействием света и свечного нагара заметно потускнела.