Ополченцы Донбасса под контролем наблюдателей ОБСЕ отводят тяжелую артиллерию от линии соприкосновения
24.02.2015, 15:30
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Сегодня силы самообороны Донбасса начали полномасштабный отвод вооружений от линии фронта. Уже к вечеру ополченцы планируют вывести больше ста тяжёлых орудий - в первую очередь, из Дебальцево и Донецка.
Завершить процесс рассчитывают ровно через 12 дней. Вся операция проходит под контролем наблюдателей ОБСЕ. К слову, украинские силовики отвод техники начинают, но не спешат - ждут какого-то плана, который должен утвердить Генштаб. Уложатся ли они такими темпами в сроки, отведенные Минским меморандумом - непонятно. Наш корреспондент Дмитрий Кулько передает из Донбасса.
С момента прекращения огня орудия давно остыли. Бригада «Кальмиус» из Донецка откатывается в район Амвросиевки. Это даже больше чем на тридцать километров. По договору, отводить технику нужно от старой линии фронта, обозначенной ещё в сентябре. Дополнительные метры - территория побед за последние полгода. Ими ополченцы гордятся.
Реактивные системы едут в тыл на семьдесят километров. Особо мощные, украинские, такие как «Смерч» или тактические ракеты «Точка У», должны быть отведены на расстоние в сто двадцать километров. Командование Минобороны ДНР лично контролируют перемещения своих частей. Сегодня отвели девяносто единиц техники. Остальные артиллерийские установки нужно успеть отогнать в течение 12-ти дней. Катятся ли в эти минуты такие же пушки по украинским дорогам, по другую сторону от линии фронта - об этом пока не знают даже в штабе донецкой республики. Миссия ОБСЕ их не сопровождает. Наблюдатели ничего не увидят и в Углегорске, где базировалось знаменитое танковое подразделение ополченцев. Его уже отвели.
Здесь ополченцы приступили к выполнению мирных договоренностей на два дня раньше. Сегодня из Дебальцево уходят последние танки Т-64, позаимствованные когда-то на украинских полигонах. Большая часть техники - неисправна.
У других бойцов тоже счастье. Признаются, что страшно устали, но в тылу все равно воспряли духом. Не в окопах, а на теплой, нагретой солнцем броне попивают лимонад. Механик-водитель Сергей ждёт, когда сможет проехать на танке мимо своего дома в Иловайске. Говорит, хочет покрасоваться перед земляками.
В самом Дебальцево понемногу начинают возвращаться к мирной жизни. Сегодня частично удалось восстановить вышки мобильной связи и интернет-кабели. Но километры электропроводов пока так лежат на земле после обстрелов. Люди живут благодаря гуманитарной помощи из России. На санках по разбитому городу везут продукты и канистры с водой. Обратно туда – в подвалы. Из восьмидесяти человек, которые спасались в подвале на улице Ленина - остались лишь три семьи. Большинство, когда открылся проезд в Донецкую республику, смогли уехать из Дебальцево к родным. У Алины появилась кровать для ее кукол, да и ей самой здесь теперь не так тесно, как раньше. Свечи в Дебальцево, чуть ли не на вес золота. Готовят поесть здесь же, под землей – на испытанной десятилетиями буржуйке. Квартира семьи Сидоренко на девять этажей выше. При артобстреле она не пострадала, но пока не закончится восстановление – делать там нечего.
Из Дебальцево силы ополчения сегодня также активно отводят артиллерийские установки, но с некоторых рубежей отступать пока не спешат. С украинской стороны периодически прилетают снаряды. Особенно в зоне Донецкого аэропорта. Сегодня власти ДНР решили пригнать туда дополнительную технику - мирную - для разбора завалов. Под ними до сих лежат тела украинских военных. Ополченцы пытаются договориться с Киевом о вывозе, но в ответ пока - тишина. Не дождавшись гарантий безопасности от украинской стороны, свою поездку на территорию аэровокзала сегодня отменила и группа Красного Креста.