В петербургском метро обыски, в махинациях подозревают главу подземки
18.02.2015, 18:50
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
В Петербурге как под землю провалились 466 миллионов рублей. Бюджетные средства, между прочим. В махинациях подозревают главу метрополитена. Уже прошли обыски. И вот что накопали следователи.
Каким-то образом станцию "Адмиралтейскую" (она в торговом комплексе) строили за счёт городской казны, а должны были - за счёт инвестора. Наш корреспондент Алексей Багин подсчитал, она стала самой дорогой в истории петербургской подземки:
116 метров в глубину и больше десяти лет сложнейшей работы. Казалось, станцию метро «Адмиралтейская», заложенную ещё в 1997 году, петербуржцы, из-за постоянного переноса сроков открытия, никогда не увидят. Шестьдесят пятую по счёту остановку подземки жители Северной столицы прозвали романтично - станция «Призрак». И как выяснилось, не ошиблись, вскоре обнаружилось много мистического.
По документам, свайное основание под зданием, в котором располагаются, вестибюль станции метро «Адмиралтейская» и торговый комплекс, должен был строить инвестор. Однако контрольно-счётная палата считает, что эти работы выполнил сам «Метрострой» потратив при этом не менее 466 миллионов рублей.
С обысками в главное управление метрополитена правоохранители пришли накануне рано утром. Поводом стало уголовное дело по статье «Мошенничество». Центральный аппарат Следственного комитета – прислал своих сотрудников, чтобы выяснить: подтвердятся ли подозрения надзорного ведомства.
Счётная палата уверена: метрополитен освободил инвестора от возмещения затрат бюджета. Используя для этого простую схему. Деньги со счетов ушли ещё при возведении наклонного хода станции. Когда рыли тоннель, строители почему-то отклонились от утверждённых планов и сметы. И построили в разы больше. Метрополитен оправдывается: после возведения здания они ещё раз всё пересчитали. И убедились - для обеспечения надёжности свайного основания потребовалось не 460 миллионов, а 271. Вообще, сплошная экономия.
Отвечать на вопросы журналистов глава Петербургского «Метростроя» Вадим Александров отказался. Даже пресс-служба помочь не смогла.
Чей это вопрос, и куда делись почти 200 миллионов рублей, неполученных государством, выясняют следователи. Независимые юристы считают: документы надо было оформлять правильно. Если при строительстве социально-важных объектов объём работ внезапно превысил план, отвечает не только подрядчик, но и заказчик строительства.
По мнению аудиторов, странности при закладке фундамента – лишь эпизод в серии нарушений. Больше 9 миллиардов рублей недосчиталась городская казна после возведения торгово-развлекательных комплексов над шестью вестибюлями метро. Скандал разгорелся после внеплановой проверки счётной палаты.
Вадим Лопатников, председатель контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга: «Для строительства вестибюлей были выделены деньги. Но эти средства ушли по факту на закладку нулевого этажа торгового комплекса. А потом эти комплексы сдавались инвесторам в аренду на 49 лет с правом приватизации».
Инспекторы уверены: пять проектов, среди которых строительство наземных вестибюлей станций «Обводный канал», «Международная», «Бухарестская», «Звенигородская», и «Адмиралтейская» на арендуемых у города земельных участках, оказались уж слишком выгодными для инвесторов. За право разместить на станциях нецелевую – коммерческую недвижимость бизнесмены перечислили в казну сущие копейки. Полтора миллиона рублей за станцию метро «Звенигородская», два с половиной потратили на «Бухаресткую» и лишь в одном случае около 70 миллионов вложили в Адмиралтейскую. Оценщики пришли к выводу, что даже самая высокая сумма компенсации занижена в 20 раз. Именно эти данные и отправили в Следственный Комитет.
Вадим Лопатников, председатель контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга: «На одной из станций просчитали детально стоимость. Получилось что-то около 450-500 миллионов рублей».
Таким образом, станция «Призрак» стала самой дорогой за всю историю Петербургского метростроительства. И фундамент, и вестибюль обошлись городу в сотни миллионов рублей, будто бы растворившихся в воздухе.