Работы легендарной "Газоневщины" выставили в Петербуге
05.02.2015, 10:16
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Ровно 40 лет назад молодые художники рискнули и открыли экспозицию своих авангардных работ в ленинградских ДК Невский и ДК Газа.
С тех пор понятие "газоневщина" стало символом освобождения живописи от оков соцреализма. Это было беспрецедентное событие для страны, чтобы взглянуть на неформальное искусство, люди выстраивались в очереди, а власти настаивали: это всего лишь самодеятельность. На экспонаты легендарных выставок свежим взглядом посмотрела наш корреспондент Анна Ливадняя.
Эта очередь на входе, как напоминание о семидесятых. Только на выставках в ДК имени Газа и «Невский» людей было в десятки раз больше, и столько же милиции. Советская власть боялась провокаций. Нервничали и посетители. Владимир Меклер сорок лет назад был на той самой первой выставке авангардистов. И вроде бы мероприятие разрешенное, а на душе все равно было тревожно, даже фотоаппарат взять побоялся.
Владимир Меклер: «У меня был с собой маленький листочек бумажки, который я потом хранил лет десять или двадцать, вот там были записаны те картины, которые на меня произвели самое сильное впечатление. Я записал на бумажке, потому что хотелось в памяти оставить, а фотоспособом я побоялся тогда сделать».
Эти легендарные выставки в Ленинграде позже назвали газаневскими. Около сотни художников вышли тогда из подполья. Хотя попытки заявить о себе были и раньше.
В 64-м году подобную нестандартную выставку посмели , иначе и не скажешь, провести в самом Эрмитаже. Картины провисели всего три дня, а директор был уволен. Через десять лет московские, несоветские художники решили не санкционированно выставиться на открытом воздухе, власти снесли все бульдозером. После такого понятно разрешенные выставки в Ленинграде стали настоящей победой авангардистов.
К победе шли долго. Власти, например, требовали, чтобы в названии вернисажа фигурировало слово «самодеятельные». Еще понятно никакой порнографии и антисоветчины. Сейчас глядя на эти картины вряд ли кто-то найдет нечто подобное. Но тогда всматривались тщательнее. Где это видано, чтобы советский человек стоял со спущенными штанами, пусть и в процедурном кабинете. Или вот этот гражданин на картине перешагивает через подозрительно красный забор. Что хотел этим сказать товарищ Рапопорт?
Исаак Кушнир, куратор проекта «Авангард на Неве»: «Накануне выставки три художника сняли свои работы и осуждать их за это нельзя, но выставка эта не была каким-то антисоветским актом, каким-то правозащитным, это был просто художественный акт освобождения от каких-то табу».
Ленинградские выставки, конечно, стали знаковыми для неофициальных художников. Но не стали переломными. Регулярные вернисажи авангардисты получили только лет через десять. И только тогда стали ездить по стране и миру.
Юрий Медведев, художник: «Меня подходили женщины со слезами обнимали, говорили, вот за коммуналку я борюсь. А я сам выбрался из коммуналки и дал себе клятву, что я такую работу выставлю».
Сегодняшний зритель, избалованный современным искусством, точно не испытает шок, увидев эти работы. Но эту цель организаторы и не преследовали. Спустя сорок лет картины выставили, как напоминание: когда-то просто, чтобы писать, что нравится, одного таланта было не достаточно, смелость была нужна.