Хореограф Борис Эйфман предлагает ненадолго сойти с ума

, 10:26

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Он представил в Петербурге премьеру балета Up&Down. Это постановка по роману «Ночь нежна». Главный герой - молодой врач-психиатр из США, который работает во время Первой мировой войны.

О тонкой психологической работе - наш корреспондент Анна Ливадняя.

Пятеро безумных и один психиатр. Это первая сцена спектакля, которая тут же погружает зрителя в атмосферу психодрамы. На сцене ничего лишнего, из декораций только стулья. Потому каждое движение артистов выверено до мелочей. Репетируют чуть ли не до первого звонка. Вот Борис Эйфман показывает исполнителю главной роли, как тот должен двигаться. И это за полчаса до начала. 

Олег Габышев, солист театра балета Бориса Эйфмана: «Здесь очень много было нюансов, даже просто положение кисти, взгляд. Потому что очень важно для зрителя такие мелочи, но они очень читаемы».

В афише не даром написано «по мотивам Фицджеральда». Главное отклонение от сюжета – доктор Дик Дайвер в финале все-таки сойдет с ума. В романе писатель своего героя пощадил. А вот Эйфман посчитал что безумие героя будет логичным завершением его жизни. Он предал свое призвание, и за это должен расплатиться. Его жена Николь напротив излечивается от шизофрении и начинает новую жизнь. И вот оно «Up & down», падение одного, и взлет другой.  

Любовь Андреева, солистка театра балета Бориса Эйфмана: «Она просто нашла в себе силы пойти дальше, как бы ее не осуждали, если она была с ним, она бы вернулась в ту болезнь, из которой он ее вытащил».

Безумие в балете – это то, чем Борис Эйфман занимается больше тридцати лет. Но если в спектаклях «Красная Жизель» и «Роден» героини в сумасшедшем доме  заканчивают, то в нынешней постановке с него все начинается. Философ и психоаналитик в балете. Так называют Бориса Эйфмана поклонники и коллеги. Хореографа не интересуют внешние проявления человеческой натуры, он старается заглянуть как можно глубже. А в качестве объектов,  выбирает самые сложные, и даже клинические случаи. Гершвин, Шуберт, Берг – хореограф сознательно берет для постановки таки разных композиторов, а еще мешает сцены, кажется, совершенно в хаотичном порядке.  Только вот был сеанс лечения, а уже джазовая вечеринка. Все для того, чтобы зритель оказался вовлеченным в атмосферу распада сознания.

После громкой премьеры сложно поверить, что на самом деле спектакля могло и не быть. Автор хотел поставить в танце жизнь Фрейда. Но этот психоанализ не все поняли.

Борис Эйфман, хореограф: «Я человек не совсем свободный, я зависим от импресарио, от круга людей, которые наши спектакли прокатывают. К сожалению, этот круг людей не принял эту тему, но я очень рад, потому что в конечном итоге - я вышел на абсолютно новые возможности в раскрытии той же темы. Балет о Фрейде был бы более монохромный, более депрессивный».

Еще до премьеры Борис Эйфман сообщил, спектаклем «Up & down» он ставит не просто точку, а кляксу в своей многолетней психодраме, тема исчерпана. А вот после спектакля и оваций уже не так категоричен,  говорит,  по крайней мере, нужно передохнуть.

Читайте нас в Дзен