Почти 4 миллиона человек вышли на марши против терроризма по всей Франции

, 9:00

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Марши в память о жертвах терактов и в защиту демократических ценностей и свободы слова прошли не только в Париже, но и во многих городах Франции. На призыв президента Франсуа Олланда принять участие в шествиях - откликнулись почти 4 миллиона человек по всей стране.

МВД Франции назвало акцию "беспрецедентной" в истории республики. За маршем в столице наблюдал наш корреспондент Константин Рожков:

Эти кадры сняты с полицейского вертолета. Наверное, это единственная точка, откуда действительно можно было за раз увидеть всех участников марша. Центр Парижа с его широкими проспектами и просторными площадями чуть ли ни трещал по швам - невооруженным глазом было видно, что желающих поучаствовать гораздо больше, чем способны вместить центральные улицы французской столицы. Собираться начали задолго до начала. Площадь Республики - отправную точку - оккупировали за считанные часы. Умудрялись забираться даже туда, куда в обычное время не пустила бы полиция, но в такой день было не до условностей.

На площади Республики в центре Парижа сегодня собрались 1000000 человек. А может и больше. Никто ведь не может на самом деле посчитать такое количество народа. Самые активные до начала шествия забрались на центральный монумент и отсюда они кричат, что «Шарли - это свобода».

Залезть на памятник и кричать во все горло несколько часов подряд - такое под силу только молодым. А вот спеть национальный гимн - Марсельезу - да так, чтобы не сфальшивить и не перепутать слова - тут уже помогало старшее поколение. В этой многоликой толпе органично уживались люди разных социальных статусов и разных возрастов. Может быть, такого здесь не было со времен Великой Французской Революции.

Главным символом шествия безусловно стал карандаш, ну или ручка - то есть основное орудие журналистов. Они и на плакатах в виде непристойных жестов и просто на асфальте вперемешку со свечами - так здесь поминают убитых карикатуристов. Девушки при помощи карандашей в этот день закалывали себе прически - каждый старался хоть как-то обозначить свою причастность к событию.

Имад Ласри: «Я сам из Бельгии, но для меня важно выразить поддержку всем французам. Вы знаете, у нас у всех здесь чувство, что мы пишем страницу из истории. И именно поэтому важно быть здесь».

Главным лозунгом, конечно, стало уже знаменитое «Je suis Charlie» - Я - Шарли. Для Французов сейчас это означает одновременно и «Я против терроризма» и «Я за свободу слова в любых ее проявлениях». Но вот, что из этого поставить на первое место, каждый решает сам.

Рафаэль Прево: «Это всего лишь шутка! Это для того, чтобы показать, что у нас в Европе могут быть разные мнения».

Корр.: «А, как вы думаете, почему некоторые не понимают этих шуток?»

Рафаэль Прево: «Потому что они узколобые! Это единственная причина».

И все же большинство пришли почтить память всех жертв страшных терактов. Причем погибших не только во Франции, чего, наверное, от парижского марша ожидали меньше всего. Авторы этого - единственного в своем роде - плаката решили напомнить миллиону соотечественников, что в эти же самые дни в результате терактов погибли люди не только в Франции, но и в Нигерии в Ливане.

Полин Жерже: «Люди из «Шарли Эбдо» были журналистами и, конечно, они символизировали свободу слова. Но все же они были такими же жертвами терактов, как и другие, кто погиб от рук террористов за эти годы. Вы наверняка слышали, как буквально на днях в Нигерии девочка взорвала 10 человек. Так вот нам бы хотелось, чтобы этот марш был не только о свободе слова, но и о людях, гибнущих в результате подобных зверств».

Европейские лидеры и политики возглавили колонну и долгое время шли взявшись за руки, демонстрирую единство. Причем Ангела Меркель - единственная женщина в первом ряду - почему-то по-мужски взяла под локоть, стоявших рядом Франсуа Олладна и Дональда Туска. Здесь же оказались и двое заклятых друзей - премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху и палестинский лидер Махмуд Аббас, которые чуть ли не впервые в истории были на одной стороне. Российскую делегацию представил министр иностранных дел Сергей Лавро. А вот, что выглядело странным так, это отсутствие на марше единства Марин Ле Пэн. Лидера ультраправых, стремительно набирающая рейтинг в последние годы, хотела пойти вместе со всеми, но ее не пригласили - единственную из всех французских политиков. В итоге она все же вышла на демонстрацию, но не вместе с мировыми лидерами, а со своими сторонниками.

Марин Ле Пэн, лидер «Национального Фронта»: «Я сразу говорила, что готова выйти на марш единства. Но единства не получилось, потому что партию, за которую голосуют 25% французов захотели сделать «персоной нон-грата». Ну и пусть они остаются наедине со своей мелочной политикой, я пойду там, где должна: вместе с простыми народом Франции».

За 3 минувших дня французская нация пережила шок. Сначала кровавая бойня в редакции сатирического журнала, потом захват заложников, стрельба, снова убийства. Все это в прямом эфире по телевидению. Многие в одночасье утратили чувство защищенности, с которым жили последние годы. И наверное уже только под конец шествия люди впервые за последнее время смогли наконец-то выдохнуть и просто немного подурачиться, как, например, эти молодые люди, предлагавшие девушкам «бесплатные объятия». Французы все-таки…

Читайте нас в Дзен