Необычная премьера в Михайловском театре Петербурга
04.01.2015, 10:08
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
В Михайловском театре Петербурга состоялась необычная премьера. Зрители увидели «Царя Бориса» в исполнении оркестра эпохи просвещения. Музыкально-литературное произведение было представлено по самой первой редакции "Бориса Годунова".
В таком варианте своё творение не видел даже сам Мусоргский. На уникальном спектакле побывала наш корреспондент Ольга Князева.
В Михайловском дают «Годунова». Но это не только лишь опера и не просто спектакль. Как гордо признаются создатели, постановка активно борется с жесткими жанровыми законами. При этом оставаясь консервативной ведь в основе нетронутый оригинал Мусоргского. И это не единственный сюрприз от Царя Бориса. За дирижерским пультом маэстро Владимир Юровский, а за движением его рук внимательно следят британские и российские музыканты. Создатели нового Годунова словно возвращают партитуре жизнь, которую ей так и не удалось прожить. Первую редакцию не слышал даже сам Мусоргский. Оперу сразу закрыла цензура.
Владимир Юровский, главный дирижер Лондонского филармонического оркестра: «Это смешанный оркестр, экспериментальный оркестр, который взял на себя миссию первого исполнения этого представления на тех инструментах, которых было написано, до нас этого не делал никто».
К этим флейтам, кларнетам и тромбонам даже прикасаться страшно. Некоторые со дня на день отпразднуют двухсотлетие. Им вреден сухой воздух, но в Петербурге оказывается с этим проблем нет. Здесь же все время дожди. Но музыканты лондонского «оркестра эпохи просвещения» на других инструментах и не играют: старинные оригиналы или реплики, и никаких ноу-хау. Говорят, если опера написана в середине 19 века, то и струнные и духовые должны быть ровесниками. Звучание и правда, совершенно особенное: легкое и камерное, а не симфоническое, как любят говорить музыканты. Дань старинным традициям. Впрочем, и голоса подстать. Сергея Лейферкуса называют последователем Шаляпинской школы. А он признается, перед премьерой переживает как мальчишка, царем Борисом он стал впервые.
Дирижер Владимир Юровский проделанную работу сравнивает с археологическими раскопками. Спустя почти полтора века создатели постановки филигранно собирают воедино замысел композитора. И дарят зрителям не только волшебную музыку. Эпиграфами к каждой сцене стали выдержки из текста, о котором уж точно все слышали, но немногим удавалось дочитать. Карамзин. "История государства Российского".