Освобождённые из украинского плена постепенно приходят в себя
27.12.2014, 18:39
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Состоялся самый масштабный обмен. 222 жителя Донбасса на 145 киевских силовиков. 146-й отказался возвращаться на Украину.
Очевидно, чтобы получить численную фору, украинская сторона взяла заложников. Ведь очень многие освобождённые к войне не имеют никакого отношения. Кто-то был задержан за неосторожное слово. Кто-то - просто потому что навещал родных. Но пытали, как сейчас выясняют, всех. Наш корреспондент Кирилл Алексеев передает из Донбасса:
222 освобождённых украинской стороной ополченца - хотя в их числе находятся и люди, никогда в жизни не бравшие в руки оружия - сейчас приходят в себя после ужаса плена и эмоциональных переживаний минувшей ночи. Пока они находятся в здании бывшего управления СБУ. Здесь их по прибытии накормили и разместили на ночлег. Сегодня - многочасовое общение со следователями. Это сложная, но необходимая процедура и касается каждого из тех, кто накануне с такими сложностями вернулся домой.
145 на 222. Это самый масштабный обмен пленными с момента начала конфликта на Юго-Востоке Украины. Схема - условно - всех на всех. Киев забирает силовиков – почти полторы сотни человек, ДНР - ополченцев и тех, кто попал в плен, видимо, за свои убеждения, никакого отношения к военным действиям они не имеют. Таких, кстати, большинство.
- За что задержаны?
- Я считаю себя патриотом города, но у нас, видимо, понятия расходятся о патриотизме.
– Вы где-то высказывались?
– Конечно, в интернете.
35 километров от Донецка. Пленных привезли в автобусах. Трое раненых. У кого-то завязаны руки. За происходящим наблюдали представители ОБСЕ. Люди, которые находились под арестом, утверждают, что подвергались пыткам.
- Я ездила в гости к брату. Сняли на блокпосту. Попала на аэропорт. Пытали. Ну, вот месяц уже.
Один из военнопленных заявил журналистам, что в аэропорту Мариуполя создана тюрьма для пыток. Людей избивают. Держат без воды и еды. Общаться с наблюдателями ОБСЕ и представителями красного креста запрещено, рассказывают задержанные. Те, кто в ходе визита правозащитников все-таки рискнул пожаловаться на условия содержания, оказались в карцере. Позвонить домой на свой страх и риск следователи разрешили только женщинам, у которых несовершеннолетние дети. Впрочем, этот акт милосердия скорее исключение, чем правило.
- Ноги сломаны были, ребро.
- Сейчас на свободе первое желание какое?
- Поесть жареной картошки и позвонить родным.
Одного из задержанных обвинили в том, что он пытался похитить Порошенко. Кому-то подбросили оружие, тем самым записав в ополченцы.
- Все попадают как заложники. Им нужно количество людей для обмена.
Сепаратизм и измена родине – статьи, по которым и после освобождения из плена, людям придется отвечать. Уголовные дела уже возбуждены. Если кто-то решит скрыться, объявят в розыск.
- Нас посадили в тюрьму и все. Относились, как к преступникам. Суд не стал слушать ни одного слова, когда пытались объяснить. Просто мимо ушей.
Видимо, потеряв надежду на беспристрастное разбирательство – кто и как попал в плен к ополченцам – один из украинских военных отказался возвращаться домой. Жить и работать он хочет остаться в ДНР.