Российская Дальняя авиация отмечает вековой юбилей
23.12.2014, 10:22
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Сегодня юбилей отмечают те, кто вот уже целый век - главная ударная сила ВВС. Дальняя авиация - гордость России, часть стратегических ядерных сил страны. Наших Белых лебедей и Медведей знают во всем мире.
Во время каждого вылета на патрулирование воздушных границ их буквально на каждом шагу сопровождают американские самолеты-разведчики. Наши летчики проводят за штурвалом по 20-30 часов. И это не предел. Наш корреспондент Леонид Муравьёв о секретах лётного мастерства.
Вот так легко и грациозно в небо уходит самый тяжелый боевой самолет в мире. Это флагман российской дальней авиации - сверхзвуковой ракетоносец ТУ-160, он же Белый лебедь. На авиабазу в Энгельс экипаж вернется через 12 часов, после планового полёта - до озера Байкал и обратно.
Артур Петренко, командир экипажа ТУ-160: «Летаем достаточно далеко. Техника позволяет и не подводит никогда. Поэтому интересно очень летать. Мир можем посмотреть и себя показать».
Сегодня у экипажей праздничное настроение: у дальней авиации - большой юбилей: сто лет назад император Николай Второй издал указ о создании эскадры из бомбардировщиков "Илья Муромец". Но по-настоящему дальней авиация стала только в советской России.
История стратегических бомбардировщиков началась вот с этого самолета - 3М. Он был представлен еще в 1954 году. Американцы тут же дали ему название - "Бизон". Почему именно такое - история умалчивает. Но с того времени войска НАТО стали придумывать имена советским бомбардировщикам именно на букву "Б". Так ТУ-95 за громкий рев двигателей получил прозвище «медведь», а знаменитый «Белый лебедь».
Сейчас для Дальней авиации нет непреодолимых расстояний - дозаправку экипажи производят прямо в небе. Так в 2013 году два ракетоносца ТУ-160 без посадок пересекли Атлантический океан и приземлились в Венесуэле, потом был перелет в Никарагуа.
Анатолий Жихарев, командующий Дальней авиацией, генерал-лейтенант: «Нам еще предстоят и более интересные полеты. В Тихом океане, в другие страны - немного попозже узнаете какие и как. Все по плану идет».
Сейчас в Энгельсе базируются два типа стратегических ракетоносцев – «Белый лебедь» и ТУ-95МС. Почти все самолеты - еще советской постройки.
Олег Стегачев, командир экипажа ТУ-95МС: «Посмотрите на наших вероятных "друзей", так называемых, у них самолеты не менялись с 50-60-х годов, в США, такого же класса. У нас по сравнению в их самолетами относительно новые - они много чего могут и еще полетают».
Вторую жизнь самолетам даруют здесь - на Казанском авиационном заводе. Только что завершилась модернизация очередного Ту-160. На очереди - ещё три бомбардировщика. Здесь же разрабатывают ракетоносец нового поколения. Проект сверхсекретный. Опытный образец появится не ранее 2019 года. Известно только одно - вооружение на борту будет ещё более грозным.
Это редкие кадры - пуск крылатой ракеты. Полигон находится в тысяче километрах отсюда. Ядерный боезаряд и точность попадания до 20 метров не оставляют наземной цели ни малейшего шанса.
Сергей Воронов, директор музея дальней авиации авиабазы г. Энгельс: «Ракета обладает выдающейся дальностью полета - 2,5 тыс. километров. Если повесить баки, то дальность еще более возрастает. Причем, эта ракета обязана своему двигателю. Вот он такой выпученный. Благодаря ему ракета имеет такие уникальные характеристики».
ТУ-95МС может взять на борт шесть таких крылатых ракет, "Белый лебедь" и того больше - 12. Одного боекомплекта достаточно для уничтожения целой группировки войск противника.
Денис Борисов, штурман экипажа ТУ-160: «Применять мало, вероятно. У нас обстановка в мире пусть и напряженная, но, как я думаю, до крайности доходить не будет».
Своё столетие Дальняя авиация встречает во всеоружии, сегодня - это один из элементов ядерного щита России, удерживающий потенциальных врагов от активных действий.