Заключенные оказались между двумя сторонами военного конфликта в Донбассе
10.12.2014, 12:08
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Вопрос, который требует на Украине срочного решения, - судьба заключённых Енакиевской исправительной колонии. Полтысячи человек, буквально, на краю гибели. Дело в том, что находится исправительное учреждение на линии фронта.
Это место постоянно переходит из рук в руки, простреливается. Украинские силовики, недолго думая, воообще грозились просто расстрелять всех заключённых. По последним данным, в колонии сейчас закончились продукты, люди голодают. И помощи ждать не откуда. Наш корреспондент Станислав Бернвальд, воспользовавшись временным затишьем, провёл собственное расследование.
В Донецкой и Луганской республиках находятся от 13-ти до 15-ти тысяч заключенных. Они оказались между двумя сторонами военного конфликта в Донбассе. Юридически колонии до недавнего времени подчинялись Киеву, фактически уже несколько месяцев находятся под полным управлением самопровозглашенных республик.
Как заявляет глава ДНР Александр Захарченко, охрана, медобслуживание, да и само исправление заключенных – все это после экономической блокады региона Киевом, возложено на плечи молодой республики. Однако вокруг как раз Енакиевской колонии возникла неразбериха. Украина то забирает осужденных, то оставляет.
Родственники заключённых 52-й колонии строгого режима бьют тревогу. Более половины осуждённых не хотят выезжать на территорию Украины. Но и оставаться под обстрелами – тоже опасно. Пока высшие чины решают: как быть и что делать, в исправительном учреждении - настоящая гуманитарная катастрофа.
Специальная колония номер 52 находится как бы в буферной зоне. Вот там крайний блокпост ДНР, а вот там пост ВСУ. Она находится ровно посередине. Поэтому добраться туда крайне сложно. Небезопасно находится даже здесь. Зона постоянно находится под обстрелом, насколько нам известно заключенные сейчас голодают, потому что добраться туда просто невозможно.
Буферная зона в поселке Еленовка сейчас самое непредсказуемое место. Гарантий безопасности не может дать даже начальник колонии.
На свой страх и риск мы все-таки решили поехать на встречу с руководством исправительного заведения. Чтобы не привлекать внимание украинских снайперов, пошли на небольшую хитрость.
До колонии каких-то три километра. Самые длинные три километра для нас и группы сопровождения. Мы первые журналисты, кому удалось добраться досюда после начала конфликта. Начальник ИК проводит нас в свой кабинет. Отопления здесь нет уже больше месяца. Артем Азаров то и дело опускает глаза. Говорит, что уже сам не понимает что происходит: какие-никакие продукты поставляет Украина, уголь, и медикаменты -ДНР. Колония призрак получается: и тем уже чужая и этим еще не своя.
52 колония, находится в буферной зоне, и она самая проблемная. Понятно, что там - за этими стенами не все довольны положением неопределенности. Вопрос об эвакуации заключённых отложен на неопределенное время, но в любой момент к нему могут вернуться.
Под чьей юрисдикцией находится само учреждение тоже не ясно. Между тем, в холодном помещении, практически без света, остаются пятьсот человек, осуждённых по тяжелым статьям, более сотни из которых, находятся на пожизненном заключении. И что может случится, когда у людей запертых в клетках, без света и тепла кончится терпение - никому не известно.