Тайная коллекция Третьего рейха уезжает в Швейцарию
24.11.2014, 22:20
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Швейцарский музей неожиданно получил коллекцию на миллиард евро. И ещё думал, брать ли подарок. Дело в том, что это коллекция Корнеулиса Гурлитта. Картины из Германии, многие конфискованы нацистами у законных владельцев.
И рады бы вернуть по адресу. Но как выяснишь, что именно похитили, у кого именно. И где искать хотя бы потомков? В общем, в музей, решили в Берлине. И хотели было забыть о грузе ответственности, но не тут то было.
Наш корреспондент Виталий Чащухин о деньгах, искусстве, и конечно, появившихся наследниках.
Полотна Пикассо, Шагала, Ренуара и Матисса, на удивление, не ушли с молотка, их без лишних разговоров передали совершенно бесплатно, поставив три обыденных подписи швейцарских музейщиков и немецких чиновников.
Вот так подозрительно легко Германия навсегда рассталась с "находкой века", ценнейшей коллекцией загадочного Корнелиуса Гурлитта, который перед смертью неожиданно завещал все свои картины Музею изобразительных искусств Берна.
Еще год назад его скандальное имя фигурировало в криминальной хронике, сегодня Корнелиус Гурлитт вписан в историю мировой живописи.
Эксцентричный отшельник, живший в Баварии, был случайно задержан на немецко-швейцарской границе с огромным мешком денег, вырученных от продажи предметов искусства, а неприметная и запущенная мюнхенская квартира Гурлитта оказалась настоящей музейной сокровищницей.
Здесь в неизвестности хранилось уникальное собрание из почти полутора тысяч картин художников-модернистов, наследством, которое досталось ему от отца, работавшего во времена Третьего рейха арт-дилером, подозрительный коллекционер весьма дорожил.
В гитлеровской Германии от этого искусства избавлялись, называя его "дегенеративным", сегодня всю "мюнхенскую коллекцию" Гурлитта оценивают в миллиард евро, а некоторые полотна и вовсе называют бесценными. Украденное и отобранное у евреев в годы нацистской диктатуры Берлин обещает "хоть сейчас" вернуть законным владельцам.
Моника Грюттерс, министр культуры ФРГ: "Мы до последнего будем обрабатывать заявки правообладателей украденных произведений искусства.
Для нас принципиально важно, чтобы спустя 80 лет эти картины вернулись в руки их истинных владельцев".
Но пока известно, что "похищенными" признаны всего три картины; а значит, музею в Берне достаётся всё-таки большая часть, и швейцарские юристы сейчас делают всё возможное, чтобы не растерять "легкую добычу" по пути. Многие в Германии уже обеспокоены, что страна "теряет" эту коллекцию второй раз.
Юлиус Шёпс, историк: "Я думаю, что решение о выдачи картин музею было принято на скорую руку и немецкое правительство совсем забыло о своих домашних заданиях. Осталось много открытых вопросов, например, что произойдет с украденными произведениями, чьи владельцы были убиты и замучены в концлагерях? В других странах такие картины выставляют на продажу, а вырученные деньги поступают в благотворительные фонды для пострадавших. Так что директору бернского музея, явно, очень повезло».
Претензию на грандиозное "мюнхенское состояние" предъявила и кузина Гурлита, Ута Вернер, заявив, что её двоюродный братец был попросту не в себе, завещая свои полотна швейцарцам.
Для оспаривания передачи коллекции она уже подключила авторитетного психиатра.
Гельмут Хауснер, психиатр: «Господин Гурлитт думал, что его постоянно преследуют мюнхенские нацисты, поэтому он обратился к швейцарскому музею и нанял строгого швейцарского адвоката. Из-за своего шизоидного расстройства личности он пребывал в искаженной реальности, которая могла повлиять на принятие решений».
Но как бы ни пыталась сегодня пресса, в самом буквальном смысле загнать этим вопросом представителя бернского музея в угол с диагнозами, поставленными посмертно, он и его юристы считаться, судя по всему, не намерены.
Кристоф Шойблин, Президент фонда музея изобразительных искусств Берна: "Мы в таких случаях обычно не комментируем текущие процессы, но я могу вам сказать одно: мы довольно спокойно и уверенно смотрим на эти требования. И все же наш музей не дотронется ни до одной картины, пока мы полностью не выясним ее точное происхождение».
То есть бернский музей не претендует только на "краденное". Всё остальное - последняя воля покойного.
Эти живописные споры самое время вмешаться и российским знатокам искусства. Еще при жизни Гурлитта Ходили слухи, что он знает точное местонахождение знаменитой Янтарной комнаты, но обещал указать на него лишь на смертном одре. Если эту свою тайну он не забрал на тот свет, охотникам за "восьмым чудом света" не лишним было поскорее узнать, кто находился рядом с Гурлиттом в последние минуты жизни.