Подлодку времен Первой мировой исследовали на дне Черного моря

, 10:08

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

У берегов Крыма исследователи спустились к одной из первых подводных лодок Российского флота. Примерные координаты ее были известны, но нужно было проверить, не мешает ли лодка "Нарвал" судоходству, и возможно ли поднять с нее экспонаты для музеев.

Наш корреспондент Семен Еремин - об истории на дне морском:

Команда прозвучала, как только спасательный корабль "Эпрон" Черноморского флота России встал на якорь в заданной командованием точке у выхода из Севастопольской бухты. Речь вот об этом аппарате. Способен работать на глубинах до 1000 метров. Оборудован гидролакатором, чтобы обнаружить объект, двумя видеокамерами, чтобы его хорошенько рассмотреть и, если надо, потрогать при помощи вот этого щупа. И уже через пару минут нам открылась завораживающая картина. Поросшая моллюсками старая подводная лодка.

Денис Бергс, капитан спасательного судна "Эпрон" ЧФ РФ: «Стоит она с деферентом в 15 градусов и креном где-то 10-15 градусов».

Причем прямо в фарватере. Но 70-метровая глубина делает лодку безопасной для судоходства. Ее координаты давно известны. И экспедицию можно считать ревизионной. На Украине делать это было нельзя. К выполнению приказа военные приступили немедленно, не успев даже толком узнать, что будут обследовать.

Сергей Гусев, старший инженер группы подводно-технических работ: «Необычность конструкции, то чего на современных лодках нет. Даже мы вот сравнивали с "Щ-216", которую обследовали в прошлом году в районе мыса Тарханкут».

"Щ-216" была потоплена в годы Второй мировой. Эта же лодка оказалась её предком. Она одна из первых отечественных быстро погружаемых субмарин.

Денис Бергс, капитан спасательного судна "Эпрон" ЧФ РФ: «Почитав исторические очерки, справочники, по очертаниям рубки определили, что это «Нарвал» времен Первой мировой войны».

В состав флота поступила почти 100 лет назад, в 1915 году. В годы войны задавала жару войскам союзников Германии в черноморской акватории.

Денис Бергс, капитан спасательного судна "Эпрон" ЧФ РФ: «Воевала возле берегов Турции, Болгарии. Приводила в Севастополь неоднократно парусо-пароходные и парусные шхуны Турции. Участвовала в экспедиционных и боевых походах».

После событий 1917 "Нарвал" не раз переходил из рук в руки. Сначала лодку захватили германские войска, затем передали англо-французским интервентам. Окончательно ее судьба решилась в апреле 19-го года. Уходя из Крыма, корабль затопили на внешнем рейде. Осмотр показал, что находка не несет угрозы для судоходства. Но и интересна будет кому-то вряд ли.

Сергей Гусев, старший инженер группы подводно-технических работ: «Глубина слишком большая. Не станет она местом развлечения тех же дайверов. Но... Это история!»

И, похоже, до следующей ревизии "Нарвал" оставят в покое. В компании других кораблей, которых у Севастопольской бухты в годы войн погибло немало. И в Крымскую, и в Первую мировую, и в Великую Отечественную.

Читайте нас в Дзен