90 лет назад был собран первый советский грузовой автомобиль
01.11.2014, 10:10
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
1 ноября 1924 года АМО-Ф-15 выехал из цеха. Он отличался простотой конструкции, был удобен в эксплуатации, и это обеспечило ему хорошую репутацию среди водителей.
Однако долго ездить на автомобиле было тяжело - начинала болеть спина. Первый серийный грузовик увидела наш корреспондент Инна Чукина.
Прадедушку российского грузового автопрома работники ЗИЛа бережно выкатывают вручную. Но это только из уважения. К своему 90-летнему юбилею АМО Ф 15 по-прежнему на ходу, свеж, выкрашен, а главное, все детали и по сей день подлинные.
Сборку первой в истории СССР грузовой машины в газетах описывали как алхимическое таинство. «1 ноября 24 года. Ночь. Тёмный ангар. Звуки молотка. Слесарь Ларин заводит двигатель, садится за руль и выезжает из цеха в предрассветную мглу». Так же торжественно грузовик АМО дебютировал на публике. Первые 10 машин проехали у стен Кремля во время демонстрации 7 ноября.
Появление на свет грузовика позже легло в основу художественного фильма «Директор». АМО поменял уклад жизни советских людей. Его массовое производство заставило поверить, что вот-вот каждый гражданин сядет за руль, ну или хотя бы проедет в кузове этого чуда техники. «Пропадай моя телега все 4 колеса - даёшь автомобиль» Пестрели плакаты на улицах Москвы.
На базе или как сейчас бы сказали - на платформе Ф-15 - уже с 25 года начали выпускать машины скорой помощи, пожарные, автобусы, и даже первые инкассаторские автомобили.
Шофёры, правда, жаловались на качество сборки, на тормоза с чугунными колодками, которых хватало всего на несколько месяцев. Но больше всего не устраивало водителей сиденье - быстро уставали спина и ноги и очень болел позвоночник.
Недоработок было немало. Зимой в неостеклённой по бокам кабине водители мёрзли. Не хватало герметичности кузова, панели выколачивались вручную молотками. Но АМО выдерживал и бездорожье, и суровый климат, да и скорость была по тем временам рекордная для грузовика 50 километров в час. Так что с конвейера сходили уже сотни Ф-15.
АМО как достижение автопрома красовался на первой обложке журнала «За Рулём». В 28-м году у Ф-15 уже появилась деревянная крыша, вместо брезентовой, электрические фары. Словом, каждую партию старались улучшать и дорабатывать.
Сергей Канунников, Обозреватель автомобильного журнала: «Первый блин массового производства да, но конечно не комом, любой опыт он всегда полезен Люди, которые его делали и которые эксплуатировали набирались опыта в этой машине и ничего плохого в этом не было».
Как и прародитель Фиат советский АМО почти сразу ушёл на службу в армию. На его основе создали и первый бронеавтомобиль. Он даже стал героем фильма о Чапаеве. Но на этом его карьера и закончилась - БА-27 оказался слишком тяжёлым и дорогим. Было выпущено всего около двухсот машин.
Вот уж где до сих пор помнят все вехи судьбы Ф-15, так это в клубе коллекционеров моделей автомобилей. Большинство копий сделаны в разных уголках ещё Советского союза, но интерес к ф-15 не стихает. Первый грузовик не только на обложках журналов, на марках, открытках, но и по-прежнему сходит с конвейера, только в масштабе 1 к 43.
Серийное производство АМО продолжалось всего семь лет. Прогресс не стоял на месте и Ф-15 уступил место ЗИСам и ЗИЛам. Но здесь на заводе Лихачёва помнят, что большой путь автопрома открыл этот маленький грузовик АМО.