Таллин отмечает 70 лет со дня освобождения от немецко-фашистских захватчиков
22.09.2014, 10:08
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Ветераны возложат венки на Воинском кладбище, а после отправятся на концерт в Центр русской культуры. Правда, эстонцы до сих пор не определились, как им оценивать своё прошлое. Есть те, кто называет эту дату Днём сопротивления.
Под Таллином реконструировали события, в ходе которых эстонские бойцы прикрывали отход немецких войск, сражаясь против красноармейцев. Эти ветераны уверены, что воевали за Эстонскую республику. Наш корреспондент Елена Норкунайте о разных взглядах на историю.
Калев Оттис в форме обер-лейтенанта гитлеровской армии вместе со своими подчиненными сидит в кустах: неторопливо планирует атаку.
Калев Оттис, член военно-исторического клуба: «Выдвигаемся к этой пушке, даю приказание пушку поднять и перетаскать сюда около колодца. Мы в засаде. Тогда поднимаемся к этой пушке, чтобы атаковать пять-шесть этих русских солдат».
А первые выстрелы уже давно прозвучали. Запоздалые крики раздаются над полем сражения. Это непереводимый эстонский фольклор. Слышна и русская речь, сквозь очередь ручного пулемета. Исторические события 70-летней давности серьезно говорят о многом. Вот факты: фашисты бежали морем в Финляндию. Спаслись лишь благодаря участникам эстонского сопротивления, которые прикрыли отход немецких войск.
Андрей Лазурин, председатель военно-исторического клуба: «Это были парни адмирала Питки, это были силы самообороны, остатки частей Вермахта и 20-ой дивизии СС, которые отступали из Таллинна».
Андрею Лазурину в этой исторической реконструкции досталась роль командира красноармейского взвода, который ждал подкрепления. Это было самое кровопролитное сражение после боев за Таллинн. Таллиннская операция длилась с 17 по 26 сентября. Сам город был освобожден 22-го.
Однако подобные мероприятия в центре Таллинна, конечно, невозможны. Поэтому военно-исторические клубы реконструируют не менее важные сражения. Например, это произошло 24 сентября 1944 года вблизи эстонского города Кейла. Почти все зрители - местные жители. Здесь, в Кейле, до фанатизма любят историю своего городка, население которого всего 10 тысяч человек. А ведь когда-то здесь целых три дня была столица Эстонии.
Чтут здесь и своих героев, участников так называемого сопротивления Эстонии, которая в 44-ом обрела независимость на пять дней. Хейно Самелю тогда было семнадцать, и фашисты научили его сбивать самолеты. Такое вот, самое яркое, воспоминание юности.
Хейно Самель: «Сражались за Эстонскую республику».
Это самый распространенный ответ.
Мати Мандел, историк: «Эти люди пришли, воевали, сражались, погибли, потому что они погибли за Эстонскую республику, они только это имели ввиду, но они, тем не менее, получается, прикрывали отход немецких войск. Это да. Немножко прикрыли».
Независимость на неделю, реконструкция сражения в городе, где еще короче была жизнь столичная. Казалось бы, откуда повод для национальной гордости в стране, где унижают своих же граждан?
Владимир Метелица 70 лет назад вошел в Таллинн плечом к плечу с эстонцами. С теми, кто понимал истинную цену такой независимости, с теми, кто готов был отдать свою жизнь в борьбе с фашистами. Сегодня Владимир, как председатель общества ветеранов, вручает всем желающим новый памятный знак.
Владимир Метелица: «Эстонцы-воины, они это как честь. Им-то вдвойне обидно. Если мы - оккупанты, то они изменниками родины, понимаете, были все эти годы».
И всё же власти Эстонии сейчас называют 22 сентября днём сопротивления. Будто память о парнях Питки гораздо дороже памяти тысяч других эстонцев. Исторические страницы такой республики, наверное, действительно стоит листать вдумчиво. Чтобы понять, откуда эта избирательность и гибкость политических взглядов.