Сотрудники музея "Копорье" пытаются спасти уникальную крепость 13 века
30.08.2014, 18:55
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Ей срочно требуется серьезная реставрация, но денег на некогда оборонительное строение, не выделяют.
Помощи памятник федерального значение ждёт уже 15 лет. За это время поток туристов иссяк, и единственными смотрителями объекта стали местные священнослужители.
Что осталось от древнего сооружения, увидела наш корреспондент Наталья Дубровская.
Директор музея Копорье, без преувеличения, болеет за каждый исторический камень, который можно было бы, но не удалось сохранить. Крепостные стены буквально рассыпаются, превращая гордость русского оборонительного зодчества в руины.
- были частичные работы конца 70-80 годов прошлого века, это угольная башня и частично приворотный комплекс. И все. При таких погодных условиях и таком качестве работ, которые здесь проходят, мы скоро ее потеряем.
Еще каких-то двадцать лет назад крепость была в отличном состоянии. Помимо специалистов, следивших за сохранностью фортификационного сооружения, каждое лето сюда приезжали выпускники строительных ВУЗов, они укрепляли стены, расчищали переходы и лестницы. Сейчас тут почти никого. Осмотр сооружения запрещен, прокуратура закрыла крепость для посещений.
Такие дождливые дни еще более усугубляют положение. Осадки, главные враги древнего сооружения. Башни давно уже лишились крыш – вода годами просто льется внутрь. А ведь это место помнит, как ливонские рыцари бились с новгородцами, Александра Невского, Петра Первого, и, конечно, своих последних хозяев. Купцы Зиновьевы владели цитаделью более века. Их усыпальница находилась прямо в стене. Но и от этого помещения скоро вряд ли что останется.
Оксана Баландина, экскурсовод: «Хотелось бы, чтобы Копорскую крепость отреставрировали, она же это заслужила, сколько людей она спасла, приезжал архитектор, сказала, очень это все уязвимо, в любое время все разрушится до конца»
Но, несмотря на разруху, Копорье все же не сдается. Возрождая из руин то, на что денег от государства надежды получить никогда и не было.
Здесь и сегодня как в средневековье. Нет ни электричества, ни отопления. Удивительно, но и в этих условиях на территории крепости продолжает работать храм. Единственный на 25 ближайших деревень. Службы проводят при свечах, печь топят круглосуточно, стараясь спасти стены церкви от промерзания и сырости.
Церковь была фактически полностью разрушена. Пока удалось восстановить небольшую часть храма на пожертвования прихожан и деньги спонсоров. Служители с трепетом относятся к исторической кладке, пытаясь сохранить как можно больше старинных фрагментов.
Ираида Железкина, председатель приходского совета: «Потом когда стали наращивать дальше, три раза наращивали, и три раза была трещина, позвали тогда псковско-новгородских мастеров, обучающихся в германии, и все пошло»
В храме надеются довести начатое до конца и восстановить все-таки здание полностью. Но ясно, что это задача на десятилетие. Ведь пока крепость закрыта, нет доступа и в церковь.
Ираида Железкина, председатель приходского совета: «Никто нам не оказывает помощь, потому что нас не видно с дороги. Нам надо еще делать купол, многие не знают, что что-то делаем»
Крепость Копорье – памятник федерального значения. А значит и деньги на сохранение уникального архитектурного сооружения должны идти из центра. Однако за последние 15 лет крепость не получила ни копейки. И руководство музея и местные муниципалы за эти годы завалили всевозможные столичные ведомства письмами.
Светлана Полидорова, председатель Комитета по молодежной политике, культуре, спорту и туризму Ломоносовского района: «Росимущество» Ленобласти и от нашего комитета и от руководства музея и от инициативных групп граждан написаны письма, ждем ответ. Банально, просто, но уже 5 лет»
Здесь оптимистично предполагают, что у федеральных чиновников слишком много работы, до крепости Копорье в далекой Ленинградской области просто еще не дошла очередь. Так ли это, не ясно. «Росимущество» загадочно хранит молчание. Потому судьба древнего форпоста по-прежнему остается туманной.