Кнутом и пряником власти США утихомирили беспорядки в городе Фергюсон

, 18:58

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Кнутом и пряником американские власти утихомирили беспорядки в небольшом городе Фергюсон, которые вспыхнули после убийства там чернокожего подростка. В город ввели войска, самых буйных - задержали. Остальным пообещали, что расследование пройдет честно.

Ведь оно на контроле у темнокожего генерального прокурора, которого послал темнокожий президент.

Удивительно как в одночасье Америка снова стала черно-белой, разбередили конфликт, который живет в самой глубине американского общества. Вот показательный момент - семье убитого подростка волонтеры собрали в два раза меньше пожертвований, чем те, кто поддерживает его убийцу - белого полицейского. Как же так, разбиралась наш корреспондент Нина Вишнева.

Чистота. Тишина. Спокойствие. Как-будто ничего и не случилось. Лишь заколоченные кое-где окна напоминают о том, каким был Фергюсон всего несколько дней назад.

Вторая гражданская война в США, видимо, и не могла начаться иначе. Внешне – все чинно и благообразно: расовые кошмары в прошлом, белая Америка покаялась, теперь все равны, как на подбор. Но достаточно одного случая на дороге – вот в таком провинциальном Фергюсоне, - и старые язвы общества начинают кровоточить с новой силой.

Лина Вашингтон, местная жительница: «Он валялся на земле, как пристреленный зверь! 5 часов! А может он еще был жив!».

В Майкла Брауна офицер полиции Даррен Уилсон стрелял 6 раз. Дважды – в голову. В безоружного темнокожего подростка.

Тело 5 часов пролежало на солнцепеке, и ни один врач, ни один судебно-медицинский эксперт за это время на месте трагедии не появился. Зато появились разъяренные горожане.

Чрезвычайное положение и комендантский час, которые в ответ на беспорядки ввел губернатор штата, только усугубили ситуацию. Слезоточивый газ и акустические пушки – антураж Фергюсона на несколько длинных ночей. Полиция и национальная гвардия хватает всех без разбора, включая журналистов; толпы афро-американцев провоцируют полицию оскорбительным поведением. Это теперь политики всех уровней и разного рода эксперты ищут причины случившегося. Это теперь Генеральный прокурор лично курирует дело Брауна.

Эрик Холдер, генеральный прокурор США: «Мы прислали сюда профессиональную команду, они знакомятся с делами, проверяют все обстоятельства и обязательно найдут ответ на вопрос – что же случилось?».

Вопросов на самом деле гораздо больше. И Браун – лишь один из тех, кто в последнее время стал жертвой самосуда полицейских.

Точнее – белых полицейских против черного населения. Эти люди, например, требуют ответа на вопрос – как могло случиться, что при задержании безоружный Эрик Гарнер скончался от удушья?

Фрэнк Стюарт, ветеран вьетнамской войны, коммунист: «Я знаю жестокость полицейских. Они распускают руки не только здесь - по всей Америке. Им как-будто нравится причинять людям страдания. Надо прекратить эту порочную практику полиции».

Стражи порядка нью-йоркского района Стейтен Айленд, где произошел инцидент, сейчас приписывают Гарнеру все возможные грехи – и наркоман, и тунеядец, и спекулянт. Только забывают добавить, что шестеро детей по их воле остались без отца. Этот марш – отголосок десятков, что идут по стране. Пули, выпущенные в Майкла Брауна, рикошетом бьют по всей Америке. На марше Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия, Вашингтон.

Дениза Кинг, местная жительница: «Майк Браун, Тревон Мартин, Эрик Гарнер. Это происходит везде. Это продолжается и продолжается. Мы должны решить проблему. Мы должны положить этому конец».

Америка не победила расовый антагонизм. И последние сомнения в этом развеялись над пригородом Сент-Луиса. Правда, стороны видят проблему по-разному. Меньшинство Фергюсона, белое население, говорит - не будь Майкл Браун афро-американцем или, имей полицейский Даррен Уилсон другой цвет кожи, никаких показательных процессов из бытового убийства никто бы делать не стал. Но цвет, как выясняется, имеет значение. Белое и черное - по разные стороны баррикад.

Вот результаты одного анкетирования. На вопрос – «Считаете ли вы, что полиция относится к вам предвзято?», 85% афро-американцев ответили положительно. В сравнении с десятью процентами белых респондентов. А на вопрос – «Будет ли решение по делу Брауна справедливым?», обе группы ответили с точностью до наоборот.

Полиция относится предвзято:

85% афро-американцев

10% белых

Справедливое решение по делу Брауна:

15% афро-американцев

70% белых

Дэвид Купер, представитель общества I Love Ferguson: «Я признаю право этих людей на протесты, я даже могу понять их недовольство, но ведь они же занимаются разбоем и грабежами! Они держат в напряжении весь город. Мы - другой Фергюсон».

Другой Фергюсон не торопится осуждать Уилсона. Уверены, что полицейский стрелял в целях самообороны – защищаясь от напавшего на него Брауна. Отсюда, мол, и травмы на лице. Их, правда, так никто и не видел пока, но группы поддержки Даррена Уилсона будоражат Интернет и даже умудрились взбодрить ушедший было на покой Ку-клус-клан.

Профессор Теодор Шоу – пожалуй, один из немногих в Америке кто не ищет – чью сторону занять, более того - не удивлен случившимся.

Теодор Шоу, профессор права Колумбийского университета: «Всего 40 лет прошло с того момента, как дискриминация афро-американцев перестала быть официальной практикой в нашей стране. Только подумайте - почти сегрегация существовала несколько столетий! Конечно, отголоски есть и сейчас. И будут еще. И с этим необходимо бороться».

Правовед считает, что у белых американцев тоже есть повод обижаться: федеральная программа благоприятствования некогда унижаемым меньшинствам - т.н. Affirmative Action – ее еще называют «политикой позитивных действий» - привела к тому, что и при приеме в колледж, и при устройстве на работу янки все больше и больше на вторых ролях. В Фергюсоне, правда, другая картина – афроамериканцы, коих большинство, жалуются на низкие зарплаты и засилье белых полицейских, при этом форму, например, сами надевать не спешат – из 53-х стражей порядка темнокожих только трое. Во всех своих бедах большинство винит власти – не хотят чиновники говорить с ними на одном языке.

Тимоти Джоунс, спикер Конгресса штата Миссури, считает что вина за беспорядки в Фергюсоне во многом лежит на губернаторе штата. Сначала он вообще не реагировал, потом замалчивал некоторые детали дела, потом стал давать противоречивые указания силовикам. Теперь вот не хочет менять прокурора, который – если примут решение о суде над Уилсоном, - будет вести дело. Отец прокурора Маккалока был полицейским. Погиб много лет назад от руки чернокожего преступника. Многие считают, что в сложившейся ситуации трудно будет говорить о беспристрастности. Сам он, правда, уверяет в обратном.

Роберт Маккалок, окружной прокурор: «Это не имеет никакого отношения. Я знаю, что такое – потерять близкого человека, я знаю, что такое боль утраты. Я понимаю, что сейчас испытывает семья Браунов. Но это никак не повлияет на ход дела».

Даррен Вилсон отстранен от работы с сохранением содержания. Большое жюри примет решение о его будущем не раньше октября. Т.е. до этого он в оплачиваемом отпуске.

Наше расследование будет полным, справедливым и независимым.» Торжественное обещание, которое Генеральный прокурор США дал здесь, в Фергюсоне, слышала вся страна. Однако мало кто в этой стране знает подробности других внутриведомственных расследований, которые в разное время проводил Эрик Холдер. В бытность его прокурором округа Колумбия о превышении полицейскими своих полномочий вообще предпочитали не говорить. Случаи лжесвидетельства, необоснованного применения оружия, прочие факты, порочащие честь полицейского мундира, Холдер держал в стенах своего кабинета, а если и предавал их огласке кто-то из журналистов, практически не комментировал. Вот и сейчас – дым и газ над Фергюсоном рассеялись, но есть ли ясность, что в ЭТОМ случае расследование будет полным, справедливым и независимым?

Под вопросом и будущее Фергюсона. Политологи предрекают, что с ним случится то же, что когда-то с Детройтом, потом с Ньюарком, позднее с пригородом Лос-Анджелеса. Сначала отсюда уедет белое население. Затем работающие черные. Останутся бедность, преступления, коррупция. И ни Эрик Холдер, ни национальная гвардия, ничего сделать не смогут. Более того – география таких темных пятен на карте США будет расти. Судя по всему, Америка входит в активную фазу черно-белого противостояния.

***

С оценками ведущих западных экспертов согласны  и их российские коллеги. Суть этого конфликта – продолжающееся расовое противостояние между черными и белыми.  И то, как власти реагировали на мирные протесты, лишний раз подтверждает  характер американского государства.  Но еще более явно все произошедшее в Фергюсоне демонстрирует двуличность американских политиков. (см.видео)

Читайте нас в Дзен