Великобритания впервые увидит всего Каземира Малевича
21.07.2014, 10:24
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
В Лондоне открылась масштабная выставка картин революционера современного искусства - крупнейшая за последнюю четверть века.
Ранние эксперименты, известные полотна, скульптуры и личные письма, собирали по всему миру - в музеях и частных коллекциях. И вот, сотни экспонатов выставили в здании бывшей электростанции. За пределы чёрного квадрата заглянул наш корреспондент Евгений Ксензенко.
Музей Тейт Модерн, пожалуй, самая подходящая площадка для работ Казимира Малевича. Размеры бывшей электростанции позволяют вместить крупнейшую за 25 лет выставку произведений художника. 12 залов отданы «Малевичу: революционеру русского искусства» - так назвали экспозицию в Лондоне.
Аким Борчардт-Хьюм, куратор выставки: «Он говорил, да я придумал чёрный квадрат и не собираюсь сожалеть об этом или отказываться от него. Он настаивал на сосуществовании разных стилей и идей в искусстве. И это делает его важной фигурой, в том числе, и с позиций нашего времени».
Сотни работ мастера авангарда собраны как международный пазл: из музеев Петербурга, Москвы, Амстердама, Нью-Йорка, Кёльна,СалОники, Базеля.. Есть также полотна из личной коллекции наследников Малевича. Чтобы увидеть всё это, пришлось бы путешествовать по миру не один год. Теперь такое путешествие занимает несколько часов. Здесь - путь революционера, основателя супрематизма в картинах, рисунках, эскизах и моделях. Причём магнетизм его геометрии впервые возведён буквально в квадрат.
На выставке целых два черных квадрата. Вот это Малевич нарисовал в 1923 году, а свой последний - четвёртый по счёту - вот он возвышается под потолком в 1929. То, что он находится на таком расстоянии - это задумка художника. Можно сказать - провокация. Ведь обычно в русских домах в углу вешали иконы.
Эта инсталляция - копия так называемой «последней футуристической выставки картин» в Петербурге. Малевич тогда заявил, что создал систему, при которой живопись достигла, цитирую «нулевого значения». Это победа формы в искусстве - шах и мат пейзажам, импрессионистам, в общем, торжество геометрии над уточнёнными штрихами, мазками и творческими муками. В моде новый живописный реализм.
Аким Борчардт-Хьюм, куратор выставки: «Он говорил, что это новое радикальное искусство. Отличающееся от всего остального. Века живописи c её представлением о мире в прошлом. Искусство теперь не обязано быть образным, зависящим от предмета».
Кто ждёт эпатажа, найдёт его здесь. Впрочем, в Лондоне у Малевича разные лица: от революционера до философа - всего один зал. Причём есть даже маленький кинотеатр, в котором показывают футуристическую оперу «Победа над солнцем». Декорации и костюмы для неё созданы по эскизам Малевича. Саму оперу современники художника называли «геометрический абсурд под какофонию».
Картины Малевича на аукционах продают за миллионы фунтов. Их покупают коллекционеры и даже те, кто не признаёт магнетической силы Чёрного Квадрата. В музее уверены, всегда найдутся критики, которые скажут: ну и что тут такого - правда это тот самый случай, когда желающих увидеть работы Малевича не уменьшится. Ведь в гости в Англию приехала сама «Мона Лиза» модернизма - и его знамя - тот самый таинственный чёрный квадрат.