Кому было выгодно сбивать лайнер вблизи российско-украинской границы?

, 18:44

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что Боинг был сбит. Власти Малайзии опровергли информацию о том, что судно находилось в запретной зоне для полетов - этот маршрут используется авиакомпанией регулярно. Сам лайнер был полностью исправен.

В любом случае, ответственность за безопасность воздушного движения лежит украинской стороне. Однако - Киев до настоящего момента - винит в катастрофе Боинга ополченцев. При этом неожиданно забывая, что у них просто не было и нет оружия, способного сбить борт на 10-тикилометровой высоте. Наш корреспондент Вадим Хуланхов о том, кому выгодно уничтожение пассажирского самолета на границе Украины и России.

Малазийский Боинг начал рассыпаться прямо в воздухе – это понятно, потому что обломки разбросаны в радиусе пятнадцати километров. И это косвенный признак того, что судно сбили. Все случилось настолько стремительно, что экипаж даже не успел ничего сообщить. Заметить подлетающую ракету непросто.

Игорь Литвинов, заслуженный лётчик РФ : Когда мы работаем, мы в окошко не смотрим. Если командир что-то увидел, допустим, и, тем более, сообщил это в эфир, то вполне возможно, что он что-то заметил. Тогда он должен был передать сигнал бедствия. Если он сигнал бедствия передал, то это слышали бы все – и диспетчеры и на аварийной частоте это предусмотрено. Пусть разбираются, но я уверен, что этот самолет сбила ракета.

Есть еще одна версия - Боинг мог сбить истребитель или штурмовик, ракеты, которых гораздо меньше.

Игорь Волк, летчик-испытатель СССР: «Диспетчеры видели два самолета. Точнее, диспетчеры два самолета видеть не могут, но две метки на локаторах – это видно. Но это надо подтверждать».

Почему пассажирский Боинг оказался над зоной боевых действий теперь выясняет специальная комиссия. Одна из первых версий – незапланированное отклонение маршрута. И ее тоже относят к числу загадок. За безопасность пассажиров отвечали украинские диспетчеры. Это их воздушное пространство.  В случае опасности они имели право изменить маршрут. Но почему-то этого не сделали. Российские диспетчеры выйти на связь с самолетом так и не успели. В Ростове на Дону за бортом следили по радарам.

Александр Нерадько, Руководитель Федерального Агенства Воздушного транспорта РФ : "В этот момент самолет находился под ответственностью украинских диспетчеров Днепропетровского Центра Управления воздушным движением. Самолет еще не вышел на радиосвязь с российскими диспетчерами из Центра управления Ростова-на-Дону, поэтому ответственность за безопасность воздушного движения лежала на Украинской стороне".

Президент Порошенко, вчера первым заявивший о том, что лайнер был сбит, что говорит о его чрезмерной осведомленности  сегодня продолжает развивать тему и делает громкие заявления, не дожидаясь результатов расследования.

Пётр Порошенко, президент Украины: «Хочу обратить внимание – мы это называем не инцидентом, ни катастрофой, а террористическим актом».

Виноваты, как обычно – ополченцы. Вот только возможности у них гораздо скромнее украинской армии. Штурмовики еще достать могут. Прецеденты известны. Но вот дотянуться до пассажирского самолета на высоте 10 тысяч метров – обычный ПЗРК точно не сможет.  Например, один из предшественников Порошенко это прекрасно знал еще 2001 году, когда Украинские ПВО уничтожили пролетавший над Черным морем пассажирский ТУ. Правда, сначала, Леонид Кучма долго отнекивался, Зато потом просто отмахнулся и сообщил, что такие эпизоды – рядовые мелочи.

Сейчас ведутся ожесточенные споры о том, кто именно сбил Боинг – ополченцы, или армия Украины. С ополченцами все ясно – из рогатки такой большой самолет не сбить. Зато точно известно, что накануне гибели лайнера в район боевых действий был переброшен дивизион ПВО, оснащенный именно Буками.  А генеральный прокурор Украины заявил сегодня, что ни ЗРК Бук, ни С-300 на вооружении Сопротивления нет. И после этого посыпалась очередная порция обвинений России в намеренной провокации. О том, что с территории России сбить находившийся в 50 километрах от границы лайнер мы не могли физически, в Киеве как-то не подумали.

Больше того, российское Минобороны уже готово предоставить данные о расположении дивизионов ЗРК Бук. И по странному стечению обстоятельств, три из них находились в районе гибели Боинга. И каждая из связанных между собой установок была способна поразить лайнер на дистанции до сорока километров.

Сегодня специалисты самых разных уровней от какой-либо конкретики воздерживаются – кроме профессиональных экспертов и следователей . А они уже готовы начать работу на месте падения Боинга. Уже точно известно, что в Киев для расследования катастрофы срочно вылетают голландские специалисты. А работа предстоит серьезная и обстоятельная – ведь это не обычная авиакатастрофа.

Пол Шварц, старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (CSIS), России и Евразии: «Потребуется время, чтобы восстановить полную картину произошедшего. Необходимо собрать данные из разных источников, в том числе, с наземного радара, расположенного в непосредственной близости, возможно и дальней станции РЛС НАТО. Есть вероятность, что другие авиалайнеры, пролетавшие в том районе, могут помочь информацией, также необходимо опросить свидетелей на земле.

Есть еще одна версия – под прицелом неустановленных достоверно пока сил ПВО был борт №1 России. Очертания малазийского Боинга и самолета российского Президента похожи, как и похожа окраска. Да и возможное время пролета над территорией Украины рассчитать было не сложно, а оно совпало бы, рискни российские пилоты пролететь над территорией воюющей страны. Но вряд ли это смогла допустить служба безопасности Владимира Путина. На месте трагедии уже обнаружили черные ящики – а это уже большая помощь следствию. А если к расследованию допустят действительно специалистов – причем из всех стран, так или иначе заинтересованных в тщательном расследовании, тогда и будет понятно, кто именно стоял за странным пуском ракеты.

Читайте нас в Дзен