Завтра в России Национальный день донора
19.04.2014, 18:47
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
179 лет назад в Петербурге была сделана первая удачная попытка переливания крови. Так и повелось, 20 апреля, благодарить тех, кто безвозмездно спасает чужие жизни и тех, кто обращает внимание общества на эту проблему.
А она по-прежнему стоит остро. База только в процессе создания. Тысячи пациентов нуждаются не только в компонентах крови.
Хотя, как выяснила наш корреспондент Ольга Князева, например, стать донором костного мозга, сегодня, можно легко и безболезненно.
Играть даже под капельницей, ждать, когда разрешат есть любимые продукты и постепенно учить английский. Такой план у 12 летнего Арсения на ближайшие пару месяцев. Для последнего пункта, иностранного языка - особая причина. Сначала была мечта, чтобы нашелся совместимый донор костного мозга, теперь мечта, сказать ему, точнее, ей «спасибо».
Трансплантация костного мозга была последним шансом победить болезнь. Сложно поверить, но в России этот шанс для многих все еще роскошь. Своей базы доноров у нас нет. Спасание ищут в международных банках. Это не только опасно долго, но еще и дорого.
Сегодня чтобы больному ребенку помог донор из международного регистра семье нужно заплатить порядка 20 тысяч евро, это те самые деньги на лечение, которые чаще всего помогают собирать благотворительные фонды. Если бы в России был собственный полноценный регистр, эта сумма уменьшилась бы в десять раз, а значит, к примеру, спасти можно было в 10 раз больше детей.
В России об этой проблеме почти ничего не знают те, кто не столкнулся с болезнью лично. Ее редко обсуждают на государственном уровне. Локальные регистры чаще всего собирают сами врачи в разных клиниках. Институт детской гематологии и трансплантологии им Горбачевой - яркий пример. Сегодня здесь активно создается база, пожалуй, самых важных доноров.
Он выйдет из этого кабинета потенциальным донором костного мозга. К пробирке с двадцатью миллилитрами крови прикрепляют анкету с адресом и телефоном. Вот эта кровь уже в лаборатории, здесь ее состав исследуют по определенным параметрам. Как только найдется пациент, которому подойдет именно такой набор, сразу позвонят донору. И расскажут о простой процедуре, на которую в Европе ежегодно соглашаются тысячи человек.
Всё можно провести под наркозом. Или вот такой вариант: донор сидит несколько часов в удобном кресле, а необходимые клетки крови в это время отфильтровывают на специальном аппарате. Инна Добышева до болезни своего ребенка даже не знала, что можно стать таким донором. После того, как ее клетки пересадили сыну, она решила, что если понадобится, обязательно поможет и другим детям.
Сегодня в ряды потенциальных доноров костного мозга вступают артисты, музыканты и даже политики. Ежегодно в России в неродственной пересадке нуждаются около пятисот детей, страдающих болезнями крови. Когда по генетическим параметрам не подходят ни папа, ни мама, ни даже родной брат, протянуть руку помощи могут только те, кто принимает за великое счастье возможность подарить жизнь чужому человеку.