95 лет назад в радиоэфире прозвучал голос человека

, 10:22

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Сегодня - ровно 95 лет, как в радиоэфире прозвучал голос человека. Трансляция началась в 10 утра. И шла на русском языке. Короткую фразу произнесли в Нижегородской лаборатории.

Это было больше похоже на позывные. Но те, кто их услышал - были шокированы. Инженеров, буквально, завалили телеграммами. Слова, изменившие мир, слышала наш корреспондент Наталья Дубровская. 

«Алло, говорит нижегородская радиолаборатория!» - эта короткая фраза без преувеличения - потрясла мир. Привычную морзянку и шорох атмосферных разрядов заменил приятный мужской баритон. Телеграфисты не верили своим ушам.

Сергей Гилев, ведущий инженер музея «Нижегородская радиолаборатория»: «Они побросали наушники на землю, на стол, окрестили их, боясь очень долгое время подходить к ним, потому что в толк не могли взять, как из маленькой коробочки наушников раздавался голос, судя по тембру, взрослого здорового мужчины».

Передатчик, конечно, до наших дней не сохранился. Только схемы в старых книгах. Тогда, в 19-ом году, это был научный эксперимент. Но для неграмотного в основном населения России – фантастика. Возможностью донести свое слово до глубинки, не медля воспользовалась молодая власть. Радио сразу стало рупором пропаганды. 

Голос из радиоприемника был неимоверно важен в самые суровые для страны времена. В годы войны – не давал отчаяться легендарный тембр Юрия Левитана. Большинство слушателей даже не знали - как выглядел человек, которого Гитлер считал своим личным врагом, и из-за которого немецкие солдаты уничтожали все репродукторы на своем пути. Все потому, что этот голос давал надежду миллионам советских людей. Диктор буквально проживал каждую сводку, делая многозначительные паузы и расставляя нужные акценты.

Вибрации голоса действительно могут влиять на человека, говорят эксперты. Причем, не только на психику, но и на физическое самочувствие. Если тембр глубокий, а диапазон большой, доверие говорящему обеспечено. Именно такими голосами обладали советские дикторы.  

Наталья Драгилева, преподаватель по технике речи: «Низкий голос звучит авторитетней, ему хочется доверять. А высокому голосу мы доверяем меньше, и есть такое понятие командный голос. Представить себе - что командный голос высокий мы не можем».

Неповторимые, уникальные голоса всегда звучали на волне ленинградского радио. Первый эфир состоялся здесь еще в начале 30-х. О былых великолепных проектах сейчас напоминает эта студия. Тут записывали радиопостановки. Эти ящики – уже раритет. В них хранят самые разные звуки, которые могли создать абсолютно любой фон.   

Здесь все не так как кажется. Весь архитектурный декор нарядного зала – колонны, плафоны для люстр, деревянные панели на стенах - на самом деле - акустические приборы, помогающие добиться идеального звука.

Это тоже вовсе не декорация. Дверь создавала атмосферу в огромном количестве радиопостановок. Такой вот незаменимый помощник, если нужно убедить слушателя, что кто-то хлопнул дверью, закрыл форточку или просто кто-то пришел в гости.

Артисты сегодня стараются спасти хотя бы жанр литературных чтений. Записывая для слушателей русскую классику. Горький, Достоевский, Толстой. «Война и мир» – от первой до последней страницы.

Иван Краско, Народный артист России: «Ведь у Льва Николаевича и язык то потрясающий просто, русский – и это тоже всегда входит через ухо».

Радио хоть и меняется, но все же продолжает звучать. Вытеснить из эфира изумительный человеческий голос не смогли ни телевидение, ни интернет, ни аудиокниги. Вряд ли что-то сможет и в будущем.

Читайте нас в Дзен