Будущее судостроения обсуждалось на совещании с президентом во Владивостоке

, 10:03

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Во Владивостоке Владимир Путин попросил министра промышленности использовать понятные величины. Обсуждали проблемы отечественного судостроения. Наши верфи, посетовал президент, практически разучились делать качественно и в срок. В ответ услышал о долгосрочной программе развития.

Репортаж Виктора Черногуза:

Совещание во Владивостоке закончилось глубокой ночью. Несколько часов подряд Владимир Путин вместе с экспертами, бизнесменами и чиновниками обсуждал будущее гражданского судостроения страны.

Перспективы которого пока кажутся не слишком блестящими. Так дальше продолжаться не может вот краткий итог заседания в столице приморского края

Уже в самом начале заседания президент заговорил на тему, которую многие из присутствующих предпочли бы замолчать. Строить качественно и в срок - отечественные верфи почти разучились.

Заказчики, которые приходят на отечественные заводы, не могут получить чётких гарантий по срокам, по стоимости, по качеству продукции. Естественно, что компании не хотят нести такие риски и делают выбор в пользу иностранной продукции: судов, заказанных в Китае, Корее и в других странах.

В итоге сейчас из пяти спущенных со стапелей кораблей - четыре построены в рамках оборонзаказа. Гражданское судостроение находится в глубоком кризисе: нет подрядов, проблемы с кадрами. И финансированием. Возможный выход - пойти по пути, пройденному автомобилестроителями, сделав размещение заказов на зарубежных производствах экономически невыгодным.

Владимир Путин, президент РФ: «Дело правительства и, между прочим, вашего министерства наладить работу таким образом, чтобы скоординировать работу и наших заказчиков, и возможных иностранных партнеров при том понимании, что у них не будет заказов, если они не будут с нами кооперироваться и не будут вкладывать средства в развитие производства на российской территории. Мне кажется, что вы это делаете недостаточно эффективно и настойчиво, вот в чем все дело».

В ответ на этот упрек, министр промышленности Мантуров принялся рассказывать о программе развития судостроения. Научно-технический прогресс, новые технологии, уникальные проекты судов - доклад чиновника был по-бюрократически оптимистичным.

Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ: «Результатом всех вышеупомянутых действий должно стать увеличение доли российского судостроения на мировом рынке к 2030 году. По гражданскому сегменту мы должны достичь двух процентов по водоизмещению и до 10 процентов в стоимостном выражении».

Но успеха этот монолог не имел.

Владимир Путин, президент РФ: «Такие вот долгосрочные программы - я их, как говорится, немало бачил. Вы давайте, разделите-ка это все на понятные величины, вот что будет через 5 лет, что будет еще через 5 лет". А до 2030 года либо эмир сдохнет, либо ишак помрет и не будет понятно, как развивается ситуация».

Как обстоит дело на практике выяснилось во время прямого включения с руководством завода «Звезда». Военное предприятие, на котором сейчас занимаются ремонтом атомных подводных лодок, к 2018 году должно стать одной из крупнейших гражданских верфей страны. Но как оказалось, пока нет ни утвержденного плана модернизации производства, ни ясности с финансированием.

Владимир Цыбин, и.о. директора Дальневосточного центра судостроения и судоремонта: «На сегодняшний день существуют проблемы, связанные прежде всего с тем, что созданный концепт строительства верфи нуждается в одобрении правительством Российской Федерации. Необходимо одобрить директивный план-график строительства верфи и, самое главное, определить финансовую модель».

И это при том, что именно на «Звезде» должны будут строить суда для реализации стратегически важного проекта - освоения арктических шельфов. Огромные танкеры водоизмещением до 350 000 тонн и морские платформы. Отдать такой заказ на откуп иностранным компаниям нельзя, поэтому что это привести к непредсказуемым последствиям.

До 2030 года газовикам и нефтяникам понадобятся более 500 специализированных судов для освоения Арктики. Общая стоимость заказа 6,5 триллионов рублей. Учитывая такие масштабы, было решено: передать строительство завода «Звезда» в руки консорциума частных инвесторов, которые одновременно выступают заказчиками судов, а значит, больше заинтересованы в результате, чем государственная Объединенная судостроительная корпорация.

Владимир Путин, президент РФ: «Если никто не возражает против самой идеи создания этого консорциума, давайте так и порешим. «На мой взгляд, ОСК должно там оставаться; в каком качестве, в каком объеме - "золотая акция" или что-то другое, либо блокирующий пакет - нужно подумать. Вы сами решите в диалоге с возможными концессионерами, банком и другими».

Конкретный план передачи проекта строительства завода «Звезда» в руки частных инвесторов должен быть разработан в течение месяца. После чего он будет представлен лично президенту.

Читайте нас в Дзен