В Петербурге выставили неизвестные картины Брюллова
27.08.2013, 22:15
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
В Петербурге открылась выставка-сенсация. Русский музей показал 10 полотен Карла Брюллова, о существовании которых не знали даже искусствоведы. До недавних пор считалось, что это работы неизвестного художника.
Правда выяснилась, когда произведения - можно сказать случайно - попали в руки специалистов. Наш корреспондент Елена Горшенина одной из первых осмотрела шедевры:
Эти картины считались либо утраченными, либо не принадлежавшими кисти великого художника, но время и эксперты поставили все на свои места. На этой выставке представлен неизвестный публике Карл Брюллов - и это сенсация. Поиски каждой работы - настоящий детектив, но в подлинности этих вещей искусствоведы уверены.
О новых картинах Великого Карла ничего не слышали почти столетие. Все, казалось, изучено или утрачено навсегда. Например, вот этот портрет - есть в списке Стасова, составленном сразу после смерти художника, но в графе местонахождение стояло «неизвестно». Теперь он здесь, как и еще девять картин. Сегодня их впервые представили публике.
Картины, утверждает Андрей Катков, появились, фактически, из небытия. У потомка великого художника еще несколько лет назад была одна семейная реликвия - «Портрет аббата», теперь у Каткова целая коллекция. Работы далекого предка его находили сами.
Андрей Катков, потомок Карла Брюллова, коллекционер: «Мы ничего специально не искали. Просто нам везло. Антикварный рынок маленький, и если кто-то хочет что-то продать, эта информация быстро распространяется».
Единственная работа, объявленная в розыск Андреем Катковым, - этот известный автопортрет художника. Он принадлежал когда-то великому князю Константину Романову, потом висел на стене в одном из научных институтов, а после войны - исчез. Нашелся недавно.
Владимир Кановский, коллекционер: «Один художник - Епифанов - обменял его на бюст Шубина в 1948 году. И ему, представляете, дали на это разрешение. Картина хранилась в семье потомков менялы».
Но найти картины оказалось проще, чем пройти экспертизу. Десятки искусствоведов не один день, и даже не месяц исследовали каждое полотно и пришли к выводу: подлинники. Подделать Брюллова практически невозможно.
Григорий Голдовский, заведующий отделением живописи 18-19 веков Русского музея: «Это же не, ой, прости Господи, не Шишкин, и не Айвазовский, которых подделывали сотнями. У работ Брюллова нет определенных технических характеристик - он писал очень эмоционально - и каждая работа - это как рождение ребенка».
Теперь неизвестные работы Великого Карла публике предстоит увидеть впервые, и в Русском музее точку в творчестве Брюллова предлагают не ставить. Здесь знают еще как минимум о трех якобы утраченных полотнах, и возможно, зритель их увидит еще через 100 лет.