Немецкое общество расколола предвыборная кампания Ангелы Меркель
21.08.2013, 10:10
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Она посетила бывший немецкий концлагерь в Дахау, и стала первым канцлером, который отважился на визит в это место скорби. Вообще, для немцев, всё, что связано с историей фашистских лагерей, вопрос крайне болезненный. А тут ещё визит прошёл в неудачное время, оппозиция тут же обвинила Меркель в попытке пиара перед выборами.
Репортаж корреспондента Пятого канала Виталия Чащухина.
Никогда раньше сопровождающей Ангелу Меркель прессе не приходилось так пристально вглядываться в ее лицо, чтобы понять, она сдержала свое слово или нет? В один из самых ужасных концлагерей нацистов - Дахау - канцлер ФРГ обещала приехать «с чувством стыда и тревоги». И да, она оказалась не «Железной фрау».
Свыше сотни журналистов, сложно сказать, сколько полиции - и всего один небольшой ряд оставшихся в живых узников гитлеровской «школы насилия»: Чему они радуются сегодня - стоящему перед ними канцлеру.
Карл Ром, бывший узник концентрационного лагеря Дахау: «Впервые канцлер ФРГ посещает этот лагерь, погружается в его историю. Это гораздо лучше обычных разговоров пусть даже и со свидетелями тех страшных событий. Момент – исторический».
Но как удачно исторический момент совпал с политическим турне Ангелы Меркель по Германии. Визит в Дахау, тем более столь «вечерний» уже называют мрачным пятном в предвыборной кампании Ангелы Меркель. Оппозиция гневается: разве можно делать пиар на чужом горе?
В пришедшей на смену диктаторскому режиму демократии - можно. И теперь бывший «опытный полигон» в две сотни гектаров, где над людьми ставили медицинские и психические эксперименты, где тысячи людей встретили мучительную смерть, теперь это - площадка для политических заявлений. И вроде бы с оглядкой в прошлое, но зачем-то в духе времени.
Ангела Меркель, канцлер ФРГ: «Такие места как концентрационный лагерь Дахау должны заставлять нас задумываться: как в Германии могло дойти до того, что люди на основании их происхождения, религии, политического убеждения или сексуальной ориентации теряли право на жизнь и на свое личное человеческое достоинство, и почему огромное большинство немцев не противостояло этому злу».
Прибавьте к этому еще хорошее знание немцев своей истории: в Германии каждый помнит, что Дахау освободили американские войска, радикальными методами (за один день убив несколько сотен надзирателей). Американцы, считай - союзники, которые сегодня, говорят, могли вести тотальную слежку за гражданами Германии из добрых побуждений.
Один из самых известных узников Дахау в какой-то момент даже не выдержал и обрушился на журналистов: вы испытываете негатив к Госпоже Меркель? Вопрос о политической чистоте звучал в этот вечер почти столько раз, сколько здесь было журналистов.
Макс Манхаймер, председатель общества бывших узников Дахау: «Да, для Меркель это, конечно же, своеобразная реклама, и меня обвиняют в том, что я пригласил ее потому, что я социал-демократ, но это далеко не так. Я ее пригласил потому, что она разделяет наши взгляды в борьбе с расизмом, антисемитизмом и ксенофобией. Для меня важны эти вопросы, а не наличие партбилета».
По дороге из бывшего концлагеря, который сейчас принято называть Мемориал Дахау, Ангела Меркель могла полистать пару-тройку книг, которые ей подарили «оставшиеся в живых», предпочла ли она им свои предвыборные речи, подготовленные для чересчур плотного графика поездок, - кто знает. Но через считанные минуты она была уже на городской площади, в пивной палатке, из которой обращалась к избирателям. В городе Дахау в тот же вечер проходил народный праздник веселья и жизни. Впрочем, Ангела Меркель первым делом обратила внимание собравшихся на то, что «лучшего контраста и не придумаешь».