В Петербурге художники заявили, что Африка присвоил их полотна
12.08.2013, 15:37
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Кому принадлежит искусство теперь решит суд. В Петербурге художники судятся с коллегой - Сергеем Африкой Бугаевым. Он организовал выставку "АССА: последнее поколение ленинградского авангарда".
Тут-то и нашли авторы свои работы, которые по их словам, не видели уже много лет. Художники утверждают, что Африка их произведения прикарманил. О творческом и судебном процессах наш корреспондент Елена Норкунайте.
Пока их четверо, но с одинаковыми требованием и мотивом. Петербургские художники обратились в суд. Говорят, не ради денег, а во имя справедливости. Теперь каталог как-будто подтверждение. В коллекции Сергея Бугаева Африки, известного также как мальчик Бананан, есть картины, авторство которых бесспорно, но принадлежность - подсудное дело. Всего около тридцати работ с неизвестной судьбой появились на современных выставках. Например, на показе «Асса: последнее поколение ленинградского авангарда» Олег Маслов увидел 5 картин собственного сочинения. Спустя десятилетия.
Андрей Хлобыстин не участник судебного процесса, хотя утверждает, его картины от имени Сергея Бугаева уже давно гуляют в мире искусства. Художник признается - обидно, и тоже выступает. За гигиену совместной художественной жизни.
Пока же деятелей искусства не объединило даже присутственное место. Ни обиженные художники, ни Сергей Бугаев сегодня в Дзержинский районный суд не пришли. Скорее всего потому, что судебное разбирательство будет долгим и тщательным. По крайней мере, в этом уверен ответчик. Сергей Бугаев пообещал: чтобы правда восторжествовала, с его стороны будет много свидетелей.
Юристы слова известного арт-деятеля не прокомментировали. Вообще остались за кадром. Но позиция ответчика, в принципе, и так понятна.
Сергей Бугаев: «Я в данном случае радуюсь и переживаю за художников, потому что речь идет о каких-то странных формах шизофренической клеветы и, самое главное вранье, что они мне звонили… Мне позвонил рэкетир какой-то, пытаясь меня запугать».
Все участники этого процесса вспоминают бурное прошлое начала девяностых. Но каждый по-своему. В те годы «Новые художники» были очень популярны за границей. Интересы многочисленного и дружного тогда сообщества на выставках представляли лишь избранные. В самом деле, не поедешь же толпой.
Эксперты считают, сейчас авангардное искусство того периода интересует многих коллекционеров. Новый романтизм еще не на пике популярности, но тенденция уже очевидна. Возможно, именно поэтому Сергей Бугаев решился показать миру свою коллекцию. Неоднозначный поступок, по-своему достойный народной благодарности, считают искусствоведы. Однако авторы утраченных работ видят в нем лишь будущий судебный прецедент. Намекая, за ними - очередь таких же обиженных Сергеем Бугаевым художников.