Моряки-подводники отмечают важнейшее историческое событие
02.07.2013, 10:18
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
55 лет назад в состав Северного флота вошла первая отечественная атомная подводная лодка. Это был настоящий прорыв. К-3, которую позже назвали Ленинский комсомол, строила вся страна, хотя даже и не подозревала об этом.
Проект, подписанный Сталиным, был засекречен. И, когда вдруг на Северном полюсе всплыла советская субмарина, шокирован был весь мир. В США поста лишился глава ЦРУ. Однако, за время боевой службы, первый советский атомоход, пережил не только огромный триумф, но и большую трагедию.
Репортаж корреспондента Пятого канала Ольги Князевой.
Знаменитое «Догнать и перегнать» - это совершенно точно про первую атомную подлодку «Ленинский комсомол». В 1957 году, идя, казалось бы, бок о бок с американским «Наутилусом» cоветская субмарина с кодовым названием К-3 шла быстрее, а погружалась гораздо глубже. И впервые обладала каплеобразным корпусом - идея, которую позже заимствовали американцы.
Она была построена в рекордные сроки, всего за два года, в атмосфере строжайшей секретности. Первым членам экипажа, на тренировочных сборах, даже запрещали ходить рядом друг с другом. Парадокс, но сегодня, как и большинство моментов советской истории, секреты знаковой субмарины можно услышать вот так за чашкой кофе. От тех, кто служил на легендарном комсомоле.
Сегодня этот «сдерживающий фактор» в разобранном виде гниет на судоремонтном заводе под Мурманском. Реакторный отсек лодки захоронен в Карском море. А из долгих разговоров на уровне разных инстанций о создании музея можно было бы написать книгу. Пока денег нет даже на то, чтобы собрать субмарину. Между тем на вечный якорь, она могла бы встать в городе, где родился ее проект.
По одной из версий в качестве музея подлодка могла бы стать соседкой крейсера авроры. Правда сохранить свой первоначальный облик легендарной К-3 вряд ли удастся. Из-за урезанного бюджета, урезали в прямом смысле и саму субмарину. Сердце подложки реакторный отсек восстанавливать не будут. Получается минус 10 метров истории.
А вот как выглядит история военного флота в сантиметрах. Почтовая марка с изображением К-3 - была одной из самых редких в советском союзе. Выпущенная сразу после непростого похода на северный полюс, это был предмет охоты филателистов, достойное украшение серии марок « боевые корабли».
Конечно, гораздо дешевле поставить подлодку в Мурманске или Северодвинске. На создание музея-памятника в Петербурге по примерным подсчетам потребуется около 210 миллионов рублей. Это астрономическая сумма, с учетом, что сегодня денег, выделяемых ВМФ, с трудом хватает только на поддержание стоянки К-3.
Главнокомандующий в курсе этих вопросов. Чтобы затратить на музей эту подводную лодку он может построить два три корабля боевых. Нужны субсидии от государства помнить, что такие корабли восстановили равновесие в мире и сохранили мир, а государство должно помнить, что такие корабли сохранили мир.
Александр Лесков был помощником командира « Ленинского комсомольца» в 1967 году. Спуститься в подлодку, с которой связана вся молодость дедушки, заветная мечта внука Саши. Он, кажется, знает о военных кораблях все и сам хочет стать моряком. Единственное, что не смог объяснить дед, почему американский наутилус давно стал одним из популярных музеев США, а у советской легенды пока даже нет шансов быть собранной.