Моряки-подводники отмечают важнейшее историческое событие

, 10:18

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

55 лет назад в состав Северного флота вошла первая отечественная атомная подводная лодка. Это был настоящий прорыв. К-3, которую позже назвали Ленинский комсомол, строила вся страна, хотя даже и не подозревала об этом.

Проект, подписанный Сталиным, был засекречен. И, когда вдруг на Северном полюсе всплыла советская субмарина,  шокирован был весь мир. В США поста лишился глава ЦРУ. Однако, за время боевой службы, первый советский атомоход, пережил  не только огромный триумф, но и большую трагедию.

Репортаж корреспондента Пятого канала Ольги Князевой.

Знаменитое  «Догнать и перегнать» - это совершенно точно про первую атомную подлодку «Ленинский комсомол». В 1957 году, идя, казалось бы,  бок о бок с американским «Наутилусом» cоветская субмарина с кодовым названием К-3 шла быстрее, а  погружалась гораздо  глубже. И впервые обладала каплеобразным корпусом - идея, которую позже заимствовали американцы.

Она была построена  в рекордные сроки, всего за два года, в атмосфере строжайшей секретности. Первым членам экипажа, на тренировочных сборах, даже запрещали ходить рядом друг с другом. Парадокс, но сегодня, как и большинство моментов советской истории,  секреты знаковой субмарины  можно услышать  вот так за чашкой кофе. От тех,  кто служил на легендарном комсомоле.

Сегодня этот «сдерживающий фактор» в  разобранном виде гниет на судоремонтном заводе под Мурманском.  Реакторный отсек лодки  захоронен в Карском море. А из долгих разговоров на уровне разных инстанций о создании музея можно было бы написать книгу. Пока денег нет даже на то, чтобы собрать субмарину. Между тем   на вечный якорь, она могла бы встать в городе, где родился ее проект.

По одной из версий в качестве музея подлодка могла бы стать соседкой крейсера авроры. Правда сохранить свой первоначальный облик легендарной К-3 вряд ли удастся. Из-за урезанного бюджета, урезали в прямом смысле и саму субмарину. Сердце подложки реакторный отсек восстанавливать не будут. Получается минус 10 метров истории.

А вот как выглядит история военного флота  в сантиметрах.  Почтовая марка с изображением К-3 - была одной из самых редких в советском союзе. Выпущенная сразу после непростого похода на северный полюс, это был  предмет охоты филателистов, достойное украшение серии марок  « боевые корабли».

Конечно,  гораздо дешевле поставить подлодку в Мурманске или Северодвинске. На создание музея-памятника в Петербурге по примерным подсчетам потребуется около 210 миллионов рублей. Это астрономическая сумма, с учетом, что сегодня  денег, выделяемых ВМФ, с трудом  хватает только на поддержание стоянки К-3.

Главнокомандующий в курсе этих вопросов. Чтобы затратить на музей эту подводную лодку он может построить два три корабля боевых. Нужны субсидии от государства помнить, что такие корабли восстановили равновесие в мире и сохранили мир, а государство должно помнить, что такие корабли сохранили мир.

Александр Лесков был помощником командира « Ленинского комсомольца»  в 1967 году. Спуститься в подлодку, с которой связана вся молодость дедушки, заветная мечта внука Саши. Он, кажется, знает о военных кораблях все и сам хочет стать моряком. Единственное, что не смог объяснить дед, почему американский наутилус давно стал одним из популярных музеев США, а у советской легенды  пока даже нет шансов быть собранной.

Читайте нас в Дзен