Американцам снова захотелось повоевать. Теперь в Сирии
16.06.2013, 18:40
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Хрупкое дипломатическое равновесие, которое тщательно балансировали последние 2 года политики всего мира были в одночасье нарушено Госдепом, который официально заявил, что США намерены начать поставки оружия одной из воюющей сторон - а именно Сирийской оппозиции.
Бен Родс, советник президента США по национальной безопасности: «Мы сейчас не можем раскрыть детали, какие именно поставки будут осуществляться, но у нас есть каналы. Они работают, мы уже оказывали помощь сирийской оппозиции, но в течение ближайших недель отладим механизм снабжения».
Пока разговор идет о поставках в Сирию стрелкового оружия и амуниции, но, очевидно, это только начало. Сенат подготовил закон, который позволяет переправлять в зону конфликта более сложную технику, в том числе ракеты. А это означает - в Сирию поедут и военные инструкторы, чтобы научить с таким оружием обращаться. Иначе бойцы "свободной армии" поубивают друг друга из него.
Джон Маккейн: «Если мы просто дадим им стрелковое оружие, это не изменит ситуации в раскладе сил. Мы должны ввести бесполетную зону, мы должны дать им противотанковые ракеты и комплексы ПВО».
Поводом для поставок оружия в Белом доме назвали применение армией Асада химического оружия. Жертвами газа зарин по сведениям пентагона стали от 100 до 150 человек. Барак Обама в свое время назвал применение оружия массового уничтожения - красной линией, переступив которую, Асад спровоцирует иностранное вмешательство.
Сьюзан Райс, представитель США в ООН: «Наши разведслужбы абсолютно уверены в том, что химическое оружие, в том числе зарин, использовался в Сирии правительством против оппозиции, несколько раз и в ограниченных количествах».
Странно, почему об этом заявил не президент США и не госсекретарь, а какие-то политики второго эшелона. Может, потому что доказательств никаких? Видео сомнительного происхождения в Интернете вряд ли могут служить поводом для столь решительных действий, хотя кадры, конечно, ужасные.
Все что остается США, говорить - мол, верьте на слово. И вот с этим как раз большие проблемы. Потому что ровно 10 лет назад уже поверили. И, как выяснилось, зря. В 2003 году, так же летом, США развернули беспрецедентную кампанию против Ирака, доказывая, что у Саддама Хусейна есть химическое оружие. Тогда не Сьюзан Райс, а её старшая сестра Кондолиза, вместе с президентом Бушем, госсекретарем Пауэлом и прочими убеждали в этом мир. Пауэл даже пугал пробиркой с Сибирской язвой Совет безопасности ООН.
Самая грандиозная ложь в новейшей истории тогда удалась. Ирак был разгромлен. А химического оружия так и не нашли. Ни одной чайной ложки. И вот - новая порция страшилок.
Но это так хлестко звучит - Асад травит зарином оппозиционеров. "Зарин" выбран для PR-кампании новой войны не случайно. Во-первых, это действительно один из самых мощных боевых газов. Тот же самый дихлофос, только в тысячи раз ядовитее. Попадая на кожу человека, в глаза или в легкие, вызывает спазмы, судороги, от которых в конце концов останавливается сердце. Жуткая смерть. Во вторых, зарин - самый раскрученный из боевых газов. Рядовому американскому налогоплательщику пришлось бы долго объяснять, что такое табун или зоман, а зарин - как красная тряпка. Весь мир узнал про него в 1995 году, когда сектанты из «Аум Сенрике» распылили зарин в токийском метро. Так что объяснять не надо. Все по законам Голливуда - нужен враг, у врага должно быть понятное и страшное оружие, и врага надо сокрушить.
Теперь давайте включим логику. Зарин якобы применяли правительственные войска несколько раз и по чуть-чуть, погибло от 100 до 150 человек. То есть за раз 20-30 жертв. Но отравляющие газы так не используют в военных целях. Когда в 1988 году химическое оружие использовали против курдов в Ираке, погибали целые деревни, счет шел на тысячи. Первая нестыковка.
Вторая - зачем Асаду применять химическое оружие сейчас? Вот военная карта Сирии. За два года повстанцы не смогли захватить стратегические города и сокрушить режим. Более того, с конца марта правительственные войска перешли в контрнаступление и буквально неделю назад отбили важный центр - Эль Кусейр, тем самым открылась дорога к Средиземному морю. При этом сирийской армии помогали шиитские отряды Хезболлы из соседнего Ливана. Это перелом в войне. А американская разведка утверждает, что Асад сбрасывал маленькие химические бомбы в районе Дамаска и Алеппо. Бессмыслица какая то.
И, наконец, самая главная нестыковка. О том, что для США "красная линия" - это применение химического оружия, Барак Обама заявил еще в августе прошлого года. Асад это знал. Весь мир это знал. Месяц назад начались переговоры на самом высоком уровне о созыве мирной конференции по Сирии, при активном посредничестве России. Госсекретарь Кэрри прилетал в Москву, Кэмерон - в Сочи, Лига арабских государств и ООН одобрили проведение конференции. И вдруг - как гром среди ясного неба - заявления о применении зарина. Хотя как раз сторонников сирийской оппозиции ловили в Ираке и Турции с компонентами для изготовления химического оружия.
Пан Ги Мун, генеральный секретарь ООН: «Достоверность любой информации о предполагаемом применении химического оружия должна быть подтверждена убедительными доказательствами. Вот почему я подчеркиваю необходимость расследования на месте, в Сирии, где можно собрать свои собственные образцы и установить факты».
Опять же вопрос: какой оппозиции США собрались поставлять оружие? Под знаменами Сирийской освободительной армии воюют, в том числе, самые отъявленные головорезы, даже каннибалы. Туда съехались "псы войны" со всего мира. Их вооружать американскими зенитками? Самые боеспособные подразделения у оппозиционеров - это отряды движения Джабхат ан-Нусра, а это, на минуточку, подразделение Аль-Каиды. Что же, террористам теперь дать оружие?
Есть только одно логическое объяснение, почему скандал с зарином и новость о поставках американского оружия появилась именно сейчас. В понедельник в Северной Ирландии откроется саммит большой восьмерки. Все уже готово на курорте Лох Эрн. Западу нужен был мощный козырь для давления на Россию в её позиции по Сирии. Лидеры пяти стран из восьми - Великобритании, США, Франции, Германии и Италии - в пятницу провели видеоконференцию, беспрецедентный случай. Очевидно, договаривались о единой позиции в этом вопросе. Впрочем, европейские лидеры уже успели заявить: мы верим в разведданные США. Мнение остальных трех стран, в том числе России, принимающая саммит Великобритания почему то решила не уточнять до понедельника.
***
Очевидно, потому что позиция эта ясна и неизменна на протяжении всего сирийского конфликта. Россия последовательно выступала за то, чтобы никакие другие страны не вмешивались в гражданскую войну, чтобы сирийцы сами смогли решить, как им жить.
Владимир Путин, президент РФ: «Без учёта истории, традиций, религиозных особенностей этого региона делать ничего нельзя. Особенно нельзя вмешиваться со стороны. Вот вмешались в события в Ливии. Хороший был, плохой режим, но уровень жизни был самый высокий в регионе. Что там сейчас происходит? Происходит борьба за ресурсы, непрекращающаяся межплеменная борьба. Во что она превратится, никто не знает. Нас очень беспокоит, что если так же мы будем действовать и в Сирии, то там будет такое же состояние».
О ситуации на Ближнем востоке президента спрашивали сотрудники телекомпании «Раша Тудей», куда президент приехал осмотреть новый студийный комплекс. «Раша Тудей» вещает на английском, испанском и арабском языках, так что журналисты подробно освещают конфликт в Сирии, находясь в центре событий. Сирийский вопрос - тема номер 1 в мировой политике. От того, как он разрешится, зависит будущее всего Ближнего Востока. Регион бурлит, у соседей - Ирана и Турции, которые, несомненно, влияют на баланс сил в Сирии, тоже сейчас непростой период.
В Турции вторую неделю демонстранты не уходят в Стамбуле с площади Таксим, протестуя против слишком жесткой политики премьер-министра Эрдогана. В Иране выбрали президента. Вместо эксцентричного Махмуда Ахмадинижеда, непримиримого борца с американской гегемонией, страну возглавил прагматичный Хасан Роухани, шейх-дипломат. От него ждут более гибкого поведения и налаживания контактов с Западом, прежде всего с США. Там уже заявили, что с новым президентом готовы к прямым переговорам по ядерной программе. Вопрос - готовы ли к уступкам. Вряд ли.
Владимир Путин, президент РФ: «Штаты начали чувствовать себя империей. А империя порождает не только определённые элементы во внешней, но и во внутренней политике. Империя не может себе позволить проявление слабости, а любое стремление договориться на паритетных началах часто внутри страны воспринимается как слабость. А это руководство страны себе позволить не может по внутриполитическим соображениям».
Иран, Турция, Сирия, Афганистан, международный терроризм - судя по темам, такого интересного саммита G-8 не было со времен кризисного 2008 года. Особое внимание будет к переговорам Владимира Путина и Барака Обамы.