Таким Достоевского ещё не видели
12.05.2013, 10:13
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
В Петербурге покажут Достоевского таким, каким его еще никто не видел. Малый Драматический театр ставит «Подростка» - по мнению Блока, самый петербургский роман Фёдора Михайловича.
Однако какая судьба ждёт спектакль, не берутся предсказать ни критики, ни режиссёр. Наш корреспондент Анна Ливадняя побывала на генеральном прогоне и попыталась понять, что осталось от Достоевского:
На этой сцене как будто ставят современную пьесу. Век 19 не слишком определишь по костюмам, и уж совсем не узнаешь по декорациям. Прямоугольные параллелепипеды, в которых шагают актеры, это, собственно, и есть антураж к «Подростку» Достоевского. Все это в стиле Малого Драматического. На сцене сразу десяток актеров, те, что играют сейчас - на первом плане, остальные - только наблюдатели.
Молодой Аркаша Долгорукий - центральный персонаж и пьесы и романа. Фамилия, доставшаяся от отчима-садовника - как издевка над его внебрачным происхождением. Родного отца, благородного дворянина, герой и боготворит и ненавидит одновременно. Один из ключевых момент и в романе, и пьесе: сыну придется сделать выбор. Бумага, решающая финансовую судьбу отца, оказывается у него в руках.
Спектакль Олега Дмитриева про мечты, разбитые надежды и поиски себя. Проблемы совершенно современные. В постановке вполне сознательно режиссер сделал акцент на молодых, старшее поколение здесь на втором плане.
Олег Дмитриев, режиссер спектакля «Подросток»: «Подход к тексту был смелым, в чем-то даже с нашей стороны нахальным. Многое, очень многое в романе купировали, а многое позволили себе прибавить почти из совершенно собственных мыслей. Где-то оформляя это по средствам фраз Достоевского, а где-то даже почти совсем от себя».
Вместе с Долгоруким ищет себя и молодой русский немец Крафт, рассуждая о судьбах России… Ищет себя и сестра Аркаши Лиза. Со своей несчастной и необъяснимой любовью к князю Сереже.
Екатерина Клеопина, актриса Малого драматического театра: «Он и игрок, и пьет и врет постоянно, что ж такого любить. А в Лизе в ней есть какое-то такое - материнство, любовь стремление к счастью - которое может преодолеть абсолютно все».
И прежде всего, ищет себя 20-летний Долгорукий, тот самый подросток, который повзрослел только физически. Аркадию Макаровичу у Достоевского чуть больше 20 лет. Актеру Олегу Рязанцеву - 32. Но вовсе не разница в возрасте стала самым сложным препятствием.
Олег Рязанцев, актер Малого драматического театра: «Мы прослеживаем путь этого человека, с чего он начинает и кем он заканчивает, и самое сложное было не быть как-то моложе в мыслях, а вот пройти этот путь, чтобы к концу жизни вот так состариться».
Спектакль «Подросток» труппа вынашивала 9 месяцев. Театральное крещение состоится совсем скоро. Роман Достоевского многие считают недооцененным ни в свое время, ни сейчас. Тем больше риск для режиссера и труппы.
Постановки по Достоевскому - это, наверное, визитная карточка МДТ. Так девятичасовой спектакль «Бесы» вот уже 20 лет собирает полные залы. Какая судьба ждет «Подросток» сложно предугадать, спектакль нельзя назвать легким, но, наверное, люди и не идут сюда за развлечением. Поэтому у труппы есть все основания рассчитывать на успех.