Россия побила рекорд по продажам оружия. Что так ценят покупатели?

, 18:50

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Не только нефть и газ продает Россия за рубеж. В 2012 году был поставлен, как выяснилось на этой неделе, рекорд по экспорту вооружений. Если говорить конкретно, поставки принесли 15 миллиардов 200 миллионов долларов.

Для сравнения, в 2011 году военных контрактов было на сумму 13 миллиардов, и тогда это тоже был рекорд. Что покупают? Прежде всего, боевую авиацию и, вот такая любопытная вещь - средства борьбы за чистое небо. Самый ходовой товар истребители Су-30 и МИГ 29. То, что демонстрируют российские летчики на показах, не оставляет равнодушными потенциальных заказчиков. Большой спрос на вертолеты конструкции «Миля». После Югославии, а особенно после вторжения НАТО в Ирак, когда с воздуха были нанесены сокрушительные удары, иностранные делегации встали в очередь за российскими средствами ПВО. Хиты продаж - комплексы С-300, «Бук-М», «Панцирь-С».

Россия с середины 2000-х занимает второе место в мире по продажам оружия, постепенно догоняя США. По данным института SIPRI, за период с 2008 по 2012 год крупнейшими экспортерами ВВТ были США (30% от общего объема), Россия (26%), Германия (7%), Франция (6%) и Китай (5%)). И хотя в портфеле оружейников ещё заказов на 46 миллиардов, почивать на лаврах не приходится. Основные покупатели российского оружия - Индия, Алжир, Китай, Вьетнам, Венесуэла, Малайзия. Индия, заявила, что намерена диверсифицировать поставщиков - и подбирает технику из других стран. Китайцы так укрепили свою оборонку, что сами начали торговать. А некоторые традиционные партнеры (Ливия, Иран, Сирия, Йемен) оказались вне игры из-за революций или международного эмбарго.

Что же делать? Во-первых искать новых покупателей. И тут Россия готова помочь с кредитами тем, кто хочет, но не может себе позволить обновить парк

Владимир Путин, президент РФ: «Это, разумеется, должны быть не такие кредиты, которые когда-то не на рыночных основаниях, а по идеологическим соображениям выдавал Союз Советских Социалистических Республик, потом этих кредитов никогда уже не видели. У нас такая работа на рыночной базе выстроена, нужно её развивать. Это сегодня нормальная мировая практика, в том числе и в странах с признанной рыночной экономикой».

Во-вторых, очевидно необходимо предлагать новые товары. В том числе и в тех сферах, где за последние годы позиции были утеряны. Например в военно-транспортной авиации.

Когда в сентябре прошлого года в небо над Ульяновском поднялся ещё не окрашенный, зелёный в прямом смысле слова новый Ил 76, многие долго ещё не могли поверить, что всё получилось. В советские годы была построена тысяча таких машин, самый массовый военно-транспортный самолет в мире. Возил грузы на всех континентах - даже в Антарктиде, и Америке. Звезда кино.

Но после развала Союза Россия осталась без этих армейских рабочих лошадок. Их делали только на одном заводе - в Ташкенте, где производство стало давать сбои, а потом и вовсе прекратилось. 6 лет ушло на то, чтобы наладить сборку в России. Но от прежнего Ила 76, осталось только название и знакомые очертания.

Под новый Ил пришлось с нуля организовывать все производство. Старые станки уже не годились для этой машины. Например, детали изготавливают не по чертежам, как раньше а по трехмерной модели. 5 лет всю документацию по самолёту обрабатывали и переводили в формат 3D. Теперь токарь работает, скорее, как программист.

Главная особенность проекта 476 - стеклянная кабина. Не потому, что здесь много иллюминаторов, хотя их тоже хватает. Такое название из больших жидкокристаллических мониторов, которые устанавливают в кабине пилотов, и уже на мониторы выводятся все параметры самолета. Никаких тумблеров, стрелочек - сплошная цифра.

Для иностранцев новый-старый Ил сохранил своё главное конкурентное преимущество. Надежность и живучесть, в джунглях или в пустыне, он может взлететь с грунтовой дороги.

Первый покупатель - Министерство обороны. 39 новых самолетов. Иностранным делегациям, а уже приезжали индусы и алжирцы, придется постоять в очереди. Такого крупного госзаказа в оборонной промышленности не было с советских времен. Производство подстегивает и конкуренция, американцы стали почти монополистами за эти годы со своим обновленным Си-17.

Наступают на пятки китайцы - собрав СВОЙ первый военно-транспортный самолёт - очень похожий на все тот же ИЛ и с российскими же двигателями.

Первый полет - два месяца назад, стал событием национального масштаба. Новый Ил-76 стал визитной карточкой завода и всего Ульяновска. Благодаря проекту удалось сохранить 8,5 тысяч рабочих мест, в планах - практически удвоить персонал. Помимо военных самолетов, здесь будут делать детали и для гражданских лайнеров: МС-21 и «Сухой Суперджет».

Читайте нас в Дзен