Бережное отношение к родной истории или героизация фашизма

, 18:44

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

В Эстонии возмущение антифашистов вызвала книга, в которой собраны речи политических деятелей разных лет. Составители сборника действовали беспристрастно - включили в него выступления последователей разных идеологий, в том числе - нацисткой.

Все эти документы назвали "национальным достоянием". Что это - бережное отношение к родной истории или героизация фашизма? - разбирался наш корреспондент Константин Рожков.

Сборник «Исторические речи Эстонии»  представили в таллинском музее оккупации. Многие эксперты уже назвали это издание скандальным.

Маарья Кескпайк, составитель сборника: "Задача этого сборника -  дать читателю представление об образовании эстонского народа, его идентичности за последние двести лет и, так сказать, создать красивую рамку для эстонской истории. В нем можно найти  высказывания совершенно различных представителей эстонского общества, деятелей национального движения коммунистических лидеров, диссидентов".

В числе других публикаций, в этой книге была напечатана речь главы эстонского директората в рейхскомиссариате  Остланд Хяльмара Мяэ.

Владимир Илляшевич. культуролог: "В своей речи он сказал: эстонцы боролись за освобождение Эстонии, а эстонский легион СС борется за спасение чести Эстонии".

Маарья Кескпайк, составитель сборника: "Да, в книге все речи имеют определенную политическую направленность. Целью собрания этих выступлений было передать определенную сущность того времени в том или ином проявлении".

В период его руководства,  с 41-го по 45-й,  в Эстонии было 25 концлагерей. Хяльмара Мяэ считают  виновным в гибели около 64 тысяч советских военнопленных и почти стольких  же человек мирного населения. В конце  20 века международная историческая комиссия назвала Хяльмара Мяэ военным преступником.

Владимир Илляшевич, культуролог: "Известно, что Хяльмар Мяэ был давним осведомителем, уже в мае 41 года он оказался в Хельсинки, создал там комитет освобождения Эстонии и временное правительство Эстонии, он знал к тому времени и получил задание от германской разведки -  и знал о начале войны".

Нельзя сказать, что музей оккупации в Таллине очень уж посещаемое место. Тем не менее, по словам директора учреждения культуры,  экспозиция, представленная здесь,  довольно объективна.  Например, есть свидетельства о том, что в период немецкой оккупации в Эстонии многие уклонялись от призыва в ряды немецкой армии. Часть экспозиции посвящена деятельности движения лесных братьев.

Кадри Виирес, директор музея оккупации: "Мы в нашей экспозиции не пытались давать каких-либо оценок или предпочтений немецкой или советской оккупации. Речь идет об Эстонии, ее положении относительно двух больших государств и желании сохранить свою государственность".

Представители антифашистских организаций с негодованием встретили сборник «Исторические речи Эстонии». Они считают, что власти страны продолжают популяризировать идеи нацизма.

Андрей Заренков, руководитель организации «Мир без нацизма» в Эстонии: "Это политика основана на фальсификации данных, на желании пересмотра истории, на героизации нацистских преступников…и это все идет от того, что история Эстонии, к сожалению, очень бедна".

Эксперты отмечают, что скандальная публикация речи нацистского лидера - не первый случай в республике. В 2009 году появился  календарь «Эстонский легион» из 12 агитационных плакатов СС, чуть позже была издана книга «Эстонский легион в словах и снимках».



Читайте нас в Дзен