Бережное отношение к родной истории или героизация фашизма
16.03.2013, 18:44
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
В Эстонии возмущение антифашистов вызвала книга, в которой собраны речи политических деятелей разных лет. Составители сборника действовали беспристрастно - включили в него выступления последователей разных идеологий, в том числе - нацисткой.
Все эти документы назвали "национальным достоянием". Что это - бережное отношение к родной истории или героизация фашизма? - разбирался наш корреспондент Константин Рожков.
Сборник «Исторические речи Эстонии» представили в таллинском музее оккупации. Многие эксперты уже назвали это издание скандальным.
Маарья Кескпайк, составитель сборника: "Задача этого сборника - дать читателю представление об образовании эстонского народа, его идентичности за последние двести лет и, так сказать, создать красивую рамку для эстонской истории. В нем можно найти высказывания совершенно различных представителей эстонского общества, деятелей национального движения коммунистических лидеров, диссидентов".
В числе других публикаций, в этой книге была напечатана речь главы эстонского директората в рейхскомиссариате Остланд Хяльмара Мяэ.
Владимир Илляшевич. культуролог: "В своей речи он сказал: эстонцы боролись за освобождение Эстонии, а эстонский легион СС борется за спасение чести Эстонии".
Маарья Кескпайк, составитель сборника: "Да, в книге все речи имеют определенную политическую направленность. Целью собрания этих выступлений было передать определенную сущность того времени в том или ином проявлении".
В период его руководства, с 41-го по 45-й, в Эстонии было 25 концлагерей. Хяльмара Мяэ считают виновным в гибели около 64 тысяч советских военнопленных и почти стольких же человек мирного населения. В конце 20 века международная историческая комиссия назвала Хяльмара Мяэ военным преступником.
Владимир Илляшевич, культуролог: "Известно, что Хяльмар Мяэ был давним осведомителем, уже в мае 41 года он оказался в Хельсинки, создал там комитет освобождения Эстонии и временное правительство Эстонии, он знал к тому времени и получил задание от германской разведки - и знал о начале войны".
Нельзя сказать, что музей оккупации в Таллине очень уж посещаемое место. Тем не менее, по словам директора учреждения культуры, экспозиция, представленная здесь, довольно объективна. Например, есть свидетельства о том, что в период немецкой оккупации в Эстонии многие уклонялись от призыва в ряды немецкой армии. Часть экспозиции посвящена деятельности движения лесных братьев.
Кадри Виирес, директор музея оккупации: "Мы в нашей экспозиции не пытались давать каких-либо оценок или предпочтений немецкой или советской оккупации. Речь идет об Эстонии, ее положении относительно двух больших государств и желании сохранить свою государственность".
Представители антифашистских организаций с негодованием встретили сборник «Исторические речи Эстонии». Они считают, что власти страны продолжают популяризировать идеи нацизма.
Андрей Заренков, руководитель организации «Мир без нацизма» в Эстонии: "Это политика основана на фальсификации данных, на желании пересмотра истории, на героизации нацистских преступников…и это все идет от того, что история Эстонии, к сожалению, очень бедна".
Эксперты отмечают, что скандальная публикация речи нацистского лидера - не первый случай в республике. В 2009 году появился календарь «Эстонский легион» из 12 агитационных плакатов СС, чуть позже была издана книга «Эстонский легион в словах и снимках».