Писатель, журналист и политический деятель Александр Проханов отмечает юбилей
26.02.2013, 10:12
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Публицисту и автору множества книг о современной России исполняется семьдесят пять. Проханов по-прежнему не изменяет своей главной любви - бабочкам и заканчивает новое произведение. Алексей Конопко навестил юбиляра.
Репортаж корреспондента Пятого канала Алексея Конопко.
Ему семьдесят пять. Живет в деревне под Москвой среди книг, собственных рисунков и огромной коллекции насекомых. В тишине и покое. Так это выглядит со стороны. На самом деле - в ноутбуке новая книга о кризисе и революции, а каждая бабочка - и не бабочка вовсе, а ужасающе подробное воспоминание о войне.
Сколько всего здесь таких крылатых воспоминаний, Александр Проханов точно не знает и сам. Говорят, больше трех тысяч. Свои трофеи он начал собирать еще в 69-м. В командировку на границу должен был ехать другой корреспондент, но не сложилось. И вот, он, молодой автор Литературной газеты оказывается под огнем китайских военных. Проханов тогда стал первым, кто рассказал стране о жертвах спора за остров Даманский.
Александр Проханов, писатель, журналист: «Это показало мне весь трагизм человеческой судьбы. Русской судьбы, мировой судьбы. С тех пор это меня захватило, и я через какой-то перерыв начал сканировать по локальным войнам, которые вел Советский союз».
Сам писатель говорит: в нем всегда сочеталось рациональное и мистическое, любовь к бабочкам и пулям. Потому и побывал чуть ли не во всех горячих точках планеты за последние 40 лет - видел искусство и в разрушительной силе баталий. Афганистан и Никарагуа, Ангола и Мозамбик, Эфиопия и Ближний Восток. В 91-м, когда танки вошли в столицу его родины, Проханов, как мог, отстаивал свое право на стабильность. Потом, правда, приоритеты пришлось поменять.
Александр Проханов, писатель, журналист: «Я поддерживал не Макашова и не Зюганова. Я поддерживал советскую страну, которую затоптали, разрубили, убили. А потом появились новые силы, новые лидеры, новые кумиры. И я перестал оглядываться назад».
Его еще не раз упрекнут за такое политическое непостоянство. Еще больше споров вызовет, пожалуй, самая известная книга Проханова - «Господин Гексоген». За рассказ о том, как спецслужбы жертвуют своими же соотечественниками ради политической выгоды, он получит премию «Национальный бестселлер» от одних и отзывы «неприлично», «безнравственно» и «вообще не искусство» от других.
Александр Проханов, писатель, журналист: «Я не просто бытописатель. Все мои книги, романы - это такие репортажи из моей актуальной истории. Я ищу в истории романные метафоры и туда помещаю или, может быть, улавливаю такие исторические энергии моей страны, моего времени».
Сейчас Александр Проханов руководит собственной газетой, пишет новую книгу, ведет передачи на радио и продолжает собирать бабочек. Последняя - из неспокойного ливийского неба. В свои семьдесят пять он и не думает уходить на покой. Говорит, раз уж отмерен долгий век, значит, надо до конца делать то, что умеешь.
Александр Проханов, писатель, журналист: «По сей день меня не оставляет вот это желание, страсть, а, может быть, и умение создавать вот эти большие метафоры сегодняшнего дня».