Российские деятели кино отчитались о расходах и кассовых сборах за уходящий год

, 10:08

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Успехи, признаются, неважные. Потраченные почти четыре миллиарда рублей на поддержку кинопроизводства - не окупились. Исправить ситуацию надеются в ближайшем будущем. Денег выделят больше, вот только распределять их станут иначе.

Репортаж корреспондента Пятого канала Алексея Конопко. 

О том, что отечественное кино нуждается в государственной поддержке, задумались еще в девяностых. Когда через упавший «железный занавес» в страну нашел путь Голливуд, русскоязычная часть важнейшего из искусств потеряла внимание голодного до качественной картинки зрителя. Спустя почти двадцать лет ничего не поменялось. 

Ну или вернее, почти ничего. Конечно, теперь и средств у киностудий куда больше, и актерам не приходится думать только о заработке. И все же зритель отечественным производителем из года в год пренебрегает. 

Подвести итоги почти прошедшего 2012-го кинодеятели собрались за два, как они говорят, «уикенда» до его окончания. Но, уверяют, не поторопились. Уже сейчас понятно - цифры не радуют. 

Олег Иванов, член консультативного совета Фонда кино: «Кассовые сборы отечественных фильмов по нашим прогнозам составят 5,6 млрд рублей. Прирост в денежном выражении 0%. Посещаемость составит 26 миллионов человек. Это дает 8,8% потерь посещаемости по отношению к прошлому году».

И это притом, что на каждые 100 кинозрителей 2011-го пришлось 115 года уходящего. Причин, почему наш человек по-прежнему смотрит на Запад, нашли сразу несколько. Режиссеры посетовали на пиратство, продюсеры - на слишком уж небольшой процент картин. Семидесяти русским фильмам 2012 пришлось конкурировать с шестью сотнями голливудских.

А вот те, кто непосредственно общается со зрителем, говорят: все дело в соотношении цены, а стоимость билета в России уже равна американской, и качества, которое за эту цену. 

Вадим Кодратенко, директор Киноцентра СПб: «Чаще всего это обманутые ожидания зрителей. Чаще всего это несоответствие заявке - «самое смешное», «самое лучшее». То есть зритель оказывается разочарован, и попытка затянуть его на очередной проект заканчивается провалом».

В погоне за модой наш кинематограф перестал делать то, что у него всегда получалось, говорят аналитики. Глубокие интеллектуальные картины уступили место легким комедиям и боевикам. Только вот ни технологий для зрелищного кино, ни кадров для кино качественного у нас почти не осталось. 

За последние три года на поддержку российских фильмов потратили почти десять миллиардов рублей. Вернулась государству лишь малая часть. Теперь «Фонд кино», который с 2009-го и занимается распределением средств, ждет новая реформа. Две третьих бюджета с будущего года будут отдавать фильмам, которые одобрит Минкульт. Оставшуюся сумму получатели обязаны будут вернуть из кассовых сборов. 

Федор Бондарчук, актер, режиссер МСК: «Нас все время страшно колошматит. Мы работали два с половиной года, и давайте реконструировать. Ну, отлично, пожалуйста, мы готовы. В результате будут отвечать те люди, которые сидят за этим столом и те, что стоят за дверью. Никто из людей, которые все это затеяли, отвечать за это не будут». 

А еще ведомство Владимира Мединского собирается составить для Фонда, список тем, «соответствующих стратегическим интересам государства». То есть, тратить бюджетные деньги по собственному желанию больше не получится. Одобряют такой контроль, конечно, не все. Впрочем, как шутили на отчетной пресс-конференции, кто платит, тот и заказывает музыку.

Читайте нас в Дзен