Россия планирует вложить 180 миллиардов рублей в развитие Арктики
05.12.2012, 18:40
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Такое заявление прозвучало на международном форуме, который открылся сегодня в Петербурге. Эти средства собираются потратить на модернизацию уникальных полярных станций, но бОльшую часть денег направят на развитие сети аэропортов.
Какое будущее ждет кроссполярную авиацию узнал наш корреспондент Роман Ишмухаметов.
На два дня Петербург стал арктической столицей России. Здесь проходит международный форум. В центре внимания его участников почти все вопросы развития этого района Земли: от хозяйственной деятельности до развития транспорта.
О том, насколько Арктика важна для России можно судить уже по первым заявлениям участников форума. В программу развития края белого безмолвия в ближайшие семь лет планируется вложить до 180 миллиардов рублей. Одна из главных стратегических задач - укрепить позиции России в этом районе.
Исследовать Арктику на Руси начали ещё в 11 веке, когда мореплаватели вышли к берегам Северного Ледовитого океана. Да и вообще - наша страна в освоении «макушки» земли - всегда была на передовой. Россия - первая и единственная страна, которая использует так называемые дрейвующие полярные станции. Кроме того - и в исследовании Северного полюса с воздуха - нам тоже нет равных. Всё начиналось ещё в 30-ые…
На первый взгляд может показаться - что этот самолёт - всего лишь макет. В действительности же - это реальная машина, которую, как ни странно, сконструировал ленинградский инженер-железнодорожник. Трехместная амфибия участвовала в ледовой разведке экспедиции Челюскина.
В 37-ом Валерий Чкалов - первым в мире совершил беспосадочный перелёт в Америку через Северный полюс. В общей сложности экипаж пробыл в воздухе 63 часа, пролетев 8,5 тысяч километров. АНТ-25 летел в экстремальных условиях - на крыльях образовалась ледяная корка, в какой-то момент даже закончилась вода в системе охлаждения мотора, а в резервном бачке вообще замерзла. Из-за сильных встречных ветров топлива было израсходовано больше, чем рассчитывали. Несмотря на это, задача - пролететь над Северным полюсом была выполнена.
Теперь такие перелёты называются кроссполярными. Они всё больше и больше привлекают внимание авиакомпаний. Но несмотря на развитие технологий - маршруты над Северным полюсом требуют от пилотов высочайшего умения, ведь они осложняются почти полным отсутствием ветра, повышенным уровнем радиации, ошибками системы навигации.
В марте этого года экипаж под руководством Олега Троценко выполнил перелёт из Чикакого в Красноярск через Северной Полюс. Общее расстояние между городами таким образом удалось сократить на две тысячи километров. Плюс экономия топлива. Довольны были и необычные пассажиры - 175 коров, общий вес которых превысил сто тонн.
Кроме того, кроссполярные маршруты способны развивать инфраструктуру аэропортов Сибири, ведь зарубежные авиакомпании могут использовать их в качестве крупных хабов.
Арктика сегодня поделена между Россией, США, Норвегией, Канадой и Данией. Однако, как минимум ещё десяток стран - заинтересованы в этом районе. Но две трети совокупного ресурсного богатства Арктики сосредоточены именно у нас. Так что в ближайшее время - Россия будет только усиливать своё присутствие на «макушке земли».