Вместо реального повышения зарплат - чиновничья арифметика. Сколько на самом деле платят учителям?

, 18:50

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Модернизацию российских школ обсуждали на этой неделе на совещании у президента. За три года - с 2011 по 2013 - на эти цели дополнительно выделены огромные средства - 120 миллиардов рублей. Они должны помочь не только провести ремонт, закупить новое оборудование - так, чтобы в каждой школе были современные мультимедийные средства, интерактивные доски, но и одна из приоритетных задач - поднять зарплату педагогам.

Более миллиона учителей ждут этого уже давно. Репортаж Дмитрия Пищухина:

Ученики карельского поселка с причудливым названием Пряжа, скорее всего, не догадываются, что от каждой отметки в дневниках теперь зависит не только их личная успеваемость, но и заработная плата тех, кто дает им образование. Зато, в одном школьники уверенны точно, какую профессию они не выберут, когда станут старше. Говоря о зарплатах, учителя смущенно опускают глаза… Директор школы начинает оправдываться…

Олег Степанов директор МКОУ «Пряжинской средней общеобразовательной школы»: «Заработная плата должна быть заработана, вот когда она заработана - она может быть и 100 и 200 и сколько угодно тысяч».

А чиновники приводят подробные отчеты Минобразования…

Татьяна Сеппянен начальник отдела образования Администрации Пряжинского национального района: «Я не могу сказать, много или мало. Со стороны человека, который проживает в мегаполисе, это одна оценка, со стороны человека, который проживает в сельской местности, это нормальная зарплата, у нас выше мало кто получает».

Ирина Велеславова, учитель русского языка и литературы МКОУ «Пряжинской средней общеобразовательной школы»: «Ну что, что здесь село, ну мы же тоже хотим съездить и в Москву, и в Санкт-Петербург, побывать в музеях».

По бумагам, педагог просто обязан быть всем доволен. План повышения зарплат в Карельской республике уже перевыполнен. Судя по отчетам, средняя - 20 тысяч. Но на практике, специалист, работающий с детьми, получает шесть с половиной. Остальное - так называемые стимулирующие выплаты. За выслугу лет, за классное руководство и число отличников…

Учитывая экономику региона, получается, что местные педагоги - одна из самых состоятельных категорий населения. Но на самом деле, чтобы заработать эти деньги, учитель должен работать в школе каждый день по 12 часов, быть как минимум заслуженным и иметь целый класс отличников и победителей олимпиад. Таких энтузиастов даже в городе днем с огнем не встретишь. А в маленьком поселке молодым учителям в школу и вовсе путь заказан.

Работу учителей недооценивали во все времена. Ведь результат их труда невозможно измерить, как на заводе, объемами и массой выпускаемой продукции. Еще два года назад президент поручил властям на местах довести зарплаты педагогов до средней по регионам. Стараясь поскорее выполнить указ сверху, многие увлеклись статистикой и вместо реальной картины, получилась занимательная арифметика.

Владимир Путин, президент РФ: «Сразу хочу подчеркнуть: недопустимо, когда некоторые регионы, чтобы показать хорошую статистику в конце года, начинают «накачивать» зарплату педагогов, а в начале следующего года «подкручивают» зарплаты ровно в обратную сторону, в сторону уменьшения. Прошу такой «арифметикой» не заниматься! Это не только унижает граждан, но и дискредитирует власть».

Олег Степанов директор «Пряжинской средней общеобразовательной школы»: «Для улучшения статистики, плюсуют в этот доход не реально получаемые ими деньги, то есть все льготы, которые учитель на селе имеет. Это оплата за тепло, за электричество, вот, как результат, сумма получается очень большая».

Возмущенные таким отношением к себе педагоги вышли на улицы. Сначала во Владивостоке…

Николай Соснов координатор организации «Гражданская инициатива за бесплатное образование»: «Сейчас в регионах занимаются жульничеством. Накручивают полторы ставки, где-то две ставки, тем самым они делают зарплату средней по отрасли».

Затем в Новосибирске…

Татьяна Новая председатель сибирского регионального профцентра: «Ставка учителя должна быть равна средней зарплате по промышленности соответствующего региона, но не ниже, средней по России».

А к концу недели волна недовольства докатилась и до Москвы…

Времени на исправление ошибок осталось совсем немного. Владимир Путин напомнил, что с середины 2013 года за модернизацию российских школ целиком будут отвечать субъекты Федерации.

Владимир Путин, президент РФ: «Я прошу вас разобраться с замечаниями, о которых говорили учителя, в частности по заработной плате и стимулирующим выплатам, а так же о переподготовке за свой счет. Это как-то странно, мы деньги-то выделяем».

Тем временем в Пряжах, как и в любом небольшом поселке, стоит другая, куда более острая проблема - найти и удержать молодых специалистов. Педагогу Марии Голяк приходится жить с родителями мужа. Снимать свое жилье с учительской зарплатой не по карману.

Мария Голяк учитель истории и обществознания МКОУ «Пряжинской средней общеобразовательной школы»: «Если бы нам было предоставлено жилье, причем мы не претендуем его в собственность, пускай оно хотя бы во временное проживание было предоставлено. Тогда мы бы здесь остались».

Учителя не привыкли жаловаться и о чем-то просить. Когда дело касается работы с детьми, цинично пересчитывать пятерки в дневнике на копейки в кошельке. Они готовы оставаться после уроков, в свой выходной подтягивать отстающих учеников и допоздна проверять школьные тетради. Но если однажды учителя решат работать от звонка до звонка - результат будет очевиден.

Читайте нас в Дзен