Под крышей каратюбинской школы столкнулись две традиции, религиозная и светская
21.10.2012, 18:10
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Могут ли школьницы приходить на уроки в хиджабах? Вопрос, над которым вот уже несколько лет ломают голову в Европе, неожиданно оказался очень острым для небольшого Ставропольского села. Директор школы запретила пяти ученицам соблюдать строгий мусульманский дресс-код. Родители перестали отпускать девочек на занятия.
Школьный конфликт завершился в итоге временным компромиссом, но споры не утихают. Ведь это не просто частный случай одного села - это проблема, перед которой стоят многие государства - столкновение двух культур, светской и религиозной. Наш корреспондент Семён Ерёмин выслушал мнения сторон:
12-я средняя общеобразовательная школа была построена в селе Кара-Тюбе в 1996 году. Тогда же у входа установили несколько статуй, от двух остались только постаменты, а третья цела - ученица в классической школьной форме, платье и фартук. Эту традицию здесь чтят и по сей день.
Большой перемены достаточно, чтобы убедиться - так же, как и 30 лет назад, своих дочерей к школе одевает примерно треть родителей. Остальные девочки, хоть и не в форме, но в одежде строгих тонов и фасонов. Школьная мода продиктована уставом: одежда делового стиля. Эта формулировка выстрадана в спорах на родительских собраниях, говорит директор Марина Савченко. Последняя редакция - 2011 года. И потому когда первого сентября пять школьниц пришли на уроки в очень броских головных уборах, начался скандал.
Супруга местного имама показывает, как правильно надевать хиджаб, чтобы не было видно ни волос, ни шеи, ни ушей. В буквальном переводе - женское покрывало. Традиционная в исламских государствах одежда.
Теперь и в российском обиходе, на взрослых женщинах - давно, на детях, да еще и в стенах светской школы - веяние новое.
Равиль дал уже несколько десятков интервью. Говорит от имени всех пяти семей, девочки из которых теперь носят хиджабы. Он первым принял решение не водить свою дочь-шестиклассницу на занятия, когда директор школы заявила о несоответствии хиджаба дресс-коду учреждения.
Так под крышей каратюбинской школы столкнулись две традиции, религиозная и светская. Любопытный момент, по мнению, Марии Григорьевны - старейшего здесь педагога, создателя и хранителя школьного музея. Есть в нем и уголок ногайской культуры, ведь ученики - в основном ногайцы. Мария Григорьевна знает и уважает их обычаи, и к нововведениям относится с осторожностью.
Когда ситуация попала в прессу, прозвучало мнение и светской власти...
И от духовного управления мусульман…
Родители и школа поспешили компромисс найти - девочки пришли-таки на занятия. В платках. Их родные раскладом довольны. Но все же обратились в суд - намерены закрепить промежуточный итог спора.
К слову, принципиальная позиция директору Савченко дается нелегко. Восток Ставрополья не раз содрогался от контртеррористических операций. Экстремистское подполье проявляло себя достаточно активно. И сразу вспоминается история пятилетней давности, когда в соседнем селе были расстреляны школьный директор с супругой…
Нет, от Равиля и его единомышленников угроза не исходит, тут же добавляет Марина Владимировна. Тем более что он сам ее бывший ученик. А все-таки страшно. Вот и сам Равиль ситуацию понимает…
Одноклассниц новый наряд подружек заинтересовал, тем более, что наделал столько шума. Негатива нет. Но все-таки очень непривычно.
Для Малики хиджаб теперь - обычная школьная форма. Уже два года она учится в частной мусульманской школе, единственной в Татарстане. До этого жила в Находке и ходила в обычное учебное заведение. Голову покрывала, но простым платком, чтобы не привлекать лишнего внимания и не вызывать у сверстников агрессии.
Если суд станет на сторону родителей-мусульман, то прецедентом могут вооружиться и многие другие. В разных регионах страны. Возникнут новые споры, что явно не будет вкладом в укрепление межконфессиональной толерантности. Верующим в России уже шли на уступки. Например, мусульманкам разрешили фотографироваться на документы в хиджабах. Криминалистам это работу не облегчило.
Верующим Австралии тоже разрешено делать фото на документы в головном уборе. Узнав об этом, Нико Альм возмутился и устроил демарш. Надел на голову дуршлаг и так сфотографировался для водительских прав. Получил их только спустя три года - когда Альму наконец поверили, что он приверженец пастафарианства - религии с летающим макаронным монстром в качестве божества. «А чем этот бог хуже любого другого?» - спорил австралиец И сколько еще таких богов и их адептов могут породить столкновения традиций?
***
История с хиджабами с ставропольской школе вызвала такой общественный резонанс, что ситуацию вынужден был комментировать министр образования, уполномоченный при президенте по защите прав детей. Да и сам президент не остался в стороне от дискуссии. При этом Владимир Путин выдвинул идею вернуть единую школьную форму, чтобы все учащиеся были равными, независимо от вероисповедания или материального достатка их родителей.
Владимир Путин, президент РФ: «Я бы всё-таки подумал - но подумать об этом можно именно на региональном уровне, а может быть, даже на муниципальном - о том, чтобы вводить единую форму одежды. Необязательно как в Советском Союзе - одна на всю страну, но в регионах вполне можно вводить такую единую форму одежды для школы». Этот вопрос обсуждался на встрече президента с представителями Общероссийского народного фронта.