ВВС Турции посадили самолет, летевший из Москвы в Дамаск, в Анкаре
10.10.2012, 22:08
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Конфликт между Турцией и Сирией обостряется - несколько минут назад пришло сообщение о том, что военно-воздушные силы Турции вынудили пилотов сирийского пассажирского самолёта посадить лайнер в аэропорту Анкары. По неофициальной информации, объяснили это тем, что на борту рейса Москва-Дамаск может находиться оружие.
Об отношениях двух стран сегодня говорил на правительственном часе в Совете Федерации глава российского МИДа Сергей Лавров. По его мнению, Турции и Сирии стоит наладить диалог - чтобы избавиться от напряженности, возникшей в результате предыдущего инцидента на совместной границе. Так министр отреагировал на заявление генсека НАТО Рассмуссена. Тот гарантировал поддержку туркам - если конфликт между странами зайдет слишком далеко. В самой Турции как раз доложили о готовности войск "номер один". Возможный сценарий развития событий изучал наш корреспондент Виталий Втулкин:
Тут даже и перевода не надо. Одного взгляда вокруг хватит, чтобы все понять: главе турецкого генштаба докладывают о полной боеготовности. Он, конечно, подчиненным и на слово мог поверить, но предпочел в мощный бинокль пристально осмотреть диспозицию. Время сейчас такое. Неспокойное. Не угадаешь, когда и что взрывоопасное снова прилетит с той стороны, где реет сирийский флаг.
Увиденным генерал, вроде, остался доволен. Бронетехника, войска, авиация только и ждут команды. Чтобы или ответить огнем, или перейти весьма условную в этом месте границу. Тем более, что мандат на ведение боевых действий своей армии турецкий парламент уже выписал.
Если вдруг что – Турция одна не останется, в этом на брюссельской встрече министров обороны стран НАТО, она состоялась накануне, уверял главный стратег альянса Андерс фог Расмуссен. Если вдруг, конечно, то на войне, как войне. Один за всех, и все за одного – тем более, так в уставе североатлантического военного блока написано.
Андерс фог Расмуссен, генеральный секретарь НАТО: «Альянс поддерживает Турцию и требует немедленного прекращения агрессивных актов против этой страны. НАТО имеет планы по обеспечению безопасности любого союзника, включая Турцию. Но мы надеемся, что эти планы применять не придется, необходимо найти политическое урегулирование кризиса в Сирии».
О необходимости и, главное, возможности невоенного разрешения конфликта сегодня в Совете Федерации говорил глава российского МИДа, Сергей Лавров. Точнее, ему пришлось этого коснуться, ведь позиция по турецко-сирийским отношениям в повестке не значилась.
Если строго следовать расписанию Верхней палаты парламента, то от министра иностранных дел сегодня ждали доклада по вопросу европейской безопасности. Но в кулуарах становилось ясно: безопасность на Ближнем Востоке, что в общем понятно, тревожит сенаторов гораздо сильнее. И в тихих разговорах до заседания звучало: потому что сейчас никто не готов сказать, как скоро Турция и Сирия перейдут от перестрелок через границу к настоящей войне.
За трибуной министр остался верен букве заявленной как основная, теме: евробезопасность, где во главе угла все то же – планы американцев по размещению ПРО в Чехии и Польше и категорическое несовпадение на этот счет взглядов Москвы и Вашингтона. А вот когда настало время сенаторских вопросов, про вероятность новой войны на Ближнем Востоке спросили сразу.
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Наилучший способ – установить канал прямой связи. Я знаю, что сирийская сторона к этому готова, я уверен, что и турецкая сторона готова к этому же. По крайней мере это будет самый простой способ устранения каких-либо искаженных толкований».
Вот только стремления встретиться за столом переговоров у тех, кто на грани войны, почему-то незаметно, замечает политолог Алексей Мартынов. Ну хотя, как «почему-то» – все вполне очевидно.
Алексей Мартынов, директор Международного института новейших государств: «А дело не в принципиальности, дело в том, что турки – заложники своего членства в НАТО, турки – заложники своих отношений, особых отношений с США, турки – заложники курдского вопроса, по которому они имеют однозначный давний ответ, и он совершенно не устраивает ни Сирию, ни курдов».
На укрепленных позициях турецких войск, кажется, уже забыли, как звучит команда «отбой». Напротив, здесь только и ждут приказа перейти в наступление. Президент пока его не подписал. Но не исключено, что еще один снаряд с той стороны, и подпишет.