Первый в мире ледокол, покоривший Арктику, готовится к утилизации
21.09.2012, 10:20
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Дедушка атомного флота, который так и называется – «Арктика» - сейчас в Мурманске. Его уже исключили из регистра. Но многие хотят спасти легенду. Один из вариантов - перевезти в Петербург, где он и был построен, и сделать музеем.
Наш корреспондент Дмитрий Пищухин побывал на легендарном судне:
Сегодня легендарный атомоход больше напоминает корабль призрак. Гуляя по нему, честно говоря, становится жутковато. Отсутствие света, пустые каюты и непередаваемый запах ржавеющего метала. Трудно представить, что еще четыре года назад здесь работал атомный реактор, а на борту трудилось более ста человек. За 33 года работы атомоход отработал 175 тысяч часов - почти на восемь лет пережил отпущенное ему время. И хотя сердце «Арктики» давно остановлено, душа, по мнению моряков, так и не может успокоиться.
Пришвартованный к причалу Атомфлота ледокол похож на каторжника, приговоренного к смертной казне. Судьба дедушки атомного судостроения была решена еще месяц назад, когда корабль исключили из Регистровой книги судов. Это значит, что «Арктика» стоит в очереди на утилизацию. Первый в мире ледокол, покоривший Северный полюс, отправится «на иголки».
«Мустафа Кашка, 1-й заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлота»: «Ориентировочная стоимость от полутора до двух млрд. рублей. Это чисто экспертная оценка. Но нельзя проводить напрямую такие параллели, мы столько денег тратим на утилизацию, а вот содержать дальше будет гораздо меньше. Первый вопрос – где».
Как бывший моряк Мустафа Кашка понимает, что атомоход нужно сохранить - сам когда-то работал на «Арктике» судовым механиком. Но как руководитель он уверен, что предприятию такая операция не по карману. Вся надежда на общественность. Всего за несколько недель в Интернете собрали более четырех тысяч подписей, с просьбой оставить ледокол в качестве музея.
Игорь Никуленков, инициатор сбора подписей за сохранение «Арктики»: «Это вопрос достижений страны, достижений цивилизации, на уровне полетов Гагарина, на уровне первого спутника и сейчас речь идет о том, что ее надо пилить. Как можно пилить ракету Гагарина? То же самое и «Арктикой».
Сравнения с полетами человека в космос ничуть не преувеличены. Как можно было осваивать околоземную орбиту, если еще на самой Земле остались белые пятна. Путь к «макушке» планеты в очередной раз сделал русских моряков и ученых рекордсменами. Потом ледокол еще не раз выручал ученых с дрейфующих станций, провожал караваны застрявших судов, ходил на полюс с туристами. А незадолго до выхода на пенсию, ледокол стал первым в мире кораблем, который совершил навигацию, длинною в год, без захода в порт.
Последний капитан «Арктики» Александр Баринов теперь служит на первом атомоходе «Ленин». Несмотря на то что ледокол невероятно популярен у туристов, содержать два атомных корабля-музея для маленького Мурманска - многовато.
Александр Баринов капитан атомного ледохода «Ленин»: «Любой моряк, любой капитан, который посвятил всю жизнь какому-то судну, он бы был наверное счастлив, если бы его ледокол был оставлен на года, на века».
Предложения сохранить корабль поступают регулярно. Одни готовы превратить ледокол в торгово-развлекательный центр и отель на воде, другие использовать в качестве плавучей полярной станции. Но самый вероятный вариант спасения «Арктики» - перевезти корабль в Петербург и сделать из него музей, наравне с «Авророй», «Красиным» и подлодкой «С-189».
Алексей Ластовцев начальник кафедры «Судовые ЯЭУ» ГМА им. адмирала С.О. Макарова: «В этом проекте мы ничего нового не придумали, мы пошли по пути американцев, которые свои исторические корабли ставят на берег».
Времени на размышления осталось совсем немного. Федеральная программа утилизации начнет действовать через четыре года. Но пока единственное, что можно сделать, сохранить хотя бы имя атомохода пока легендарное название «Арктика» не присвоили одному из ледоколов нового поколения.