«Спорный» памятник Петру авторства Церетели отмечает юбилей

, 10:01

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Его установили в Москве 15 лет назад. Тогда это обошлось столице в астрономическую сумму. А сейчас, чтобы демонтировать ваяние руки Церетели — тоже нужны огромные деньги. И ведь некоторые до сих пор настаивают — надо сносить.

Репортаж корреспондента Пятого канала Алексея Конопко.

На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн». Вроде, все как у классика: и волны — вот они, и даже грозит исполин кому-то. Только в отличие от знаменитой поэмы, это произведение искусства признали далеко не все. Вот уже пятнадцать лет гигантский император — повод для самых ожесточенных споров и остроумных шуток московских жителей.

Девяносто восемь метров нержавеющей стали, бронзы и позолоты. Одна из самых высоких скульптур мира. Чтобы гигант не рухнул под давлением ветра, его макет даже испытывали в специальной аэродинамической трубе. Всего же на создание памятника ушел почти целый год и сто миллиардов неденоминированных рублей

Зураб Церетели, автор памятника: «Он заслуживает, чем больше, тем лучше. Потому что он такой же был, гигант».

Казалось бы, Петру место в Петербурге. Исторически оправдано, да и в ландшафт вписался бы куда лучше. Особенно если поставить где-нибудь посреди Финского залива. Но северная столица принимать у себя гиганта отказалась. Такая судьба, кстати, постигла не одно творение Церетели. «Трагедии народов» не обрадовались в Израиле, мемориал генералу де Голлю не пришелся по вкусу парижанам. А вот Москва с ее бывшим градоначальником, а, по совместительству, большим поклонником творчества грузинского маэстро, приютила, похоже, все его творения.

Адаптировать изваяние, даже не к облику города, а хотя бы само по себе, Церетели просили еще на стадии проектирования. Костюм царя, совсем не похожий на облачение моряков XVIII века. Андреевские флаги у подножия памятника, то есть там, где по архитектурным канонам должны находиться знамена поверженных врагов. А те, кому посчастливилось видеть раннее творчество Церетели, утверждали: от великого царя в скульптуре только голова.

Противники московской прописки монумента несколько раз устраивали акции протеста, собирали пожертвования на демонтаж фигуры и даже пытались взорвать Петра. Но самым волнительным стал тринадцатый год от рождества монумента. После отставки Юрия Лужкова, о переносе царя заговорили уже не обычные жители, а власти. Но демонтаж стометровой фигуры так и остался только инициативой.

Михаил Москвин-Тарханов, председатель комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству: «Думаю, что перенос памятника обойдется городу как строительство новой школы — примерно в 600–700 миллионов рублей. Однако эта сумма может и достигнуть одного миллиарда».

Один из самых уродливых архитектурных объектов мира, согласно опросу сайта «виртуальный турист», для других — уже давно такой же символ столицы, как Кремль или Большой театр. За полтора десятилетия к подарку Зураба Церетели жители успели привыкнуть. А столичные власти после оценки стоимости переезда монумента и вовсе заявили: «Петр как стоял, так и будет стоять».

Читайте нас в Дзен