В поселке на самом севере Хабаровского края собрались эвенки со всего Дальнего Востока
10.07.2012, 10:06
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Впервые за много лет они вместе отметят праздник лета.
Репортаж корреспондента Пятого канала Даниила Горчакова.
Бакалдын — это первая в истории Хабаровского края встреча родов древнего кочевого народа — эвенков. В отдаленное село на севере региона съехались тунгусы с берегов Енисея и Байкала, из Якутии и из охотской тундры. Мастерицы в едва освещенном зале сельского ДК развешивают традиционные предметы быта. За столетия кочевой жизни у каждого рода сформировался свой особый стиль.
Эвенков одно время даже называли сибирскими цыганами. Тунгусы столетия кочуют на обширных территориях от современных Томска и Ханты-Мансийка на западе до Сахалина на Дальнем Востоке. Как объясняют ученые, без помощи эвенков русским землепроходцам вряд ли удалось бы покорить Сибирь. И до сих пор почти все географические названия к востоку от Урала — родом из эвенкийского языка.
Дарья Берелтуева, декан Факультета народов Севера Дальневосточного гуманитарного госуниверситета: «Урал это от эвенкийского Урал — горы. Эвенки — это всадники на оленях, которые освоили огромные пространства».
В селе, названном в честь знаменитой советской летчицы Полины Осипенко, которая в 30-х годах прошлого века вместе с Гризодубовой и Расковой принимала участие в рекордном перелете из столицы на Дальний Восток, вспоминают свои эвенкийские корни. Ведь до 39 года это село называлось Керби, что в переводе с эвенкийского означает просто «имя». Сегодня в день встречи родственников улицы села имени Полины Осипенко украшают вот такие надписи на эвенкийском. Однако из-за того, что большинство местных жителей уже практически не понимают родную речь, эти фразы приходится дублировать по-русски.
Это — удивительно, но эвенки из таких отдаленных друг от друга Хабаровского и Красноярского краев легко понимают друг друга. Старшее поколение эвенков до сих пор хранит вековые традиции выживания в тундре или тайге.
Лариса Вернослова, житель Аяно-Майского района: «Юрту поставить — это чисто женская работа. Не мужское дело. Но без сноровки сразу ее не поставишь».
Женщины состязаются на скорость в возведении таких национальных домов. Шкуру северного оленя практичные эвенкийки предпочитают заменить на удобный брезент, а вместо сухожилий юрты сшивают более надежным шпагатом. Но жюри все равно признает, что эта юрта построена по всем правилам кочевой жизни.
Эвенки сегодня пытаются сочетать достижения современной цивилизации и старинный кочевой образ жизни. DVD-проигрыватели и ноутбуки в современных юртах уже не редкость. А традиционные эвенкийские халаты, как оказалось, очень эффектно смотрятся с модными женскими туфельками. Главное чтобы было, где и кому эту красоту продемонстрировать. Организаторы уже пообещали сделать такие встречи дальних родственников регулярными. Если, конечно, удастся найти спонсоров — обычно это горнорудные компании, работающие в угодьях аборигенов. Билеты на самолет, поезд или просто траты на бензин для эвенков из труднодоступных уголков самая тяжелая и практически неподъемная статья расходов.