В районе Боденского озера, где 10 лет назад разбился российский Ту-154, прошла траурная церемония
02.07.2012, 18:50
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Этой ночью на берегу Боденского озера зажгли 71 свечу. В память о жертвах авиакатастрофы, случившейся ровно 10 лет назад. Тогда пассажирский Ту-154 на высоте в 10 километров столкнулся с грузовым Боингом. Большинство погибших - российские дети, летевшие на экскурсию в Испанию.
Виновными в катастрофе признали российский экипаж и диспетчера швейцарской компании «Скайгайд» Питера Нильсена. Через полтора года после трагедии он погиб от руки россиянина Виталия Калоева, потерявшего в катастрофе всю семью. Калоев не мог не приехать в Германию.
На берег Боденского озера он положил цветы не сразу. Будто пытался продлить этот момент. Здесь 10 лет назад Виталий Калоев потерял всю семью. Потом и сам стал частью этой драмы. По немецким законам он – преступник. Даже на траурную церемонию власти его пустили не сразу.
2 июля 2002 года из этих фамилий состоял список пассажиров и экипажа Ту-154. В Москве на борт "Башкирских авиалиний" поднялись лучшие школьники Уфы. Через столицу они отправились на отдых в Испанию. Сначала кому-то из них не дали визу, потом всех вместе отвезли в другой аэропорт, из-за чего на свой рейс они не успели. Это теперь тот полет оброс целой чередой трагических случайностей. А тогда, 10 лет назад понять, что случилось, было не так просто.
Над водами Боденского озера, немецкие авиадиспетчеры передали башкирский Ту швейцарским коллегам их компании "Скайгайд". За пультом в ту ночь сидел Питер Нильсен. Он дал пилотам команду на снижение. Аппаратура российского лайнера вроде бы предупреждала об опасности, но пилоты доверились диспетчеру. Так самолет попал в эшелон грузового Боинга. Их столкновение до сих пор считают самой крупной катастрофой единой Европы.
В мае 2004 года немецкие следователи возложили вину за случившееся на компанию "Скайгайд". Трех менеджеров приговорили к условным срокам, одного - к штрафу. Диспетчер Питер Нильсен до официального приговора не дожил. Он погиб на пороге собственного дома от ножа Виталия Калоева, семья которого тоже купила билеты на злополучный рейс.
Могилу жены, дочери и сына он увидел лишь через два года. За убийство диспетчера Калоева осудили на 8 лет, но потом отпустили. Закон уступил эмоциям. Калоев первым оказался на месте трагедии и раньше спасателей нашел тело дочери и ее ожерелье.
Эти мелочи - все, что осталось у тех, кто отправил своих детей в последний полет. Отцу Жанны Григорьевой с берега озера передали ее фотоаппарат. А, вместе с ним, последнюю улыбку дочери.
Александр Григорьев, отец погибшей Жанны Григорьевой: «Последние фотографии. Видимо, фотоаппарат поврежден был, немножко засвечено. Это как раз перед вылетом они».
Уфа - Москва - Юберлинген. На всем маршруте прерванного рейса сегодня слезы, цветы и память. На башкирском кладбище обошлись без официальных речей. Родители несли цветы к детским могилам. У Фатиха Ахмедова здесь сын. В Барселону Арсен летел за признанием.
Фатих Ахметов, отец погибшего Арсена Ахметова: «В 14 лет он записался в радиотехнический кружок и сразу же занял там первое место по радиоэлектронике. Эта поездка в Барселону как раз была наградой за его достижения».
В Москве вспоминали другого гения. Кирилл Дегтярев взял в руки кисть в 4 года. В 2002-м ему было без малого 15. Кириллу пророчили судьбу большого художника. А вместо этого отец уже 10 лет разгадывает загадку последней картины сына.
Александр Дегтярёв, отец погибшего Кирилла Дегтярёва: «С одной стороны, может быть, это незаконченная работа, последняя из его работ, а в то же время, может быть, он хотел именно такой представить эту работу…»
Эта история, конечно, заслуживает пера драматургов. Но первым появился балет. Его так и назвали: «Потерянные дети». На сцене - жизнь, что разделилась на «до» и «после». Балет поставил германский балетмейстер. На сцене - труппа двух немецких городов. А слезы в зале национальности не имеют. Трагедия над Боденским озером объединила болью. Которая за 10 лет не стала меньше.