Конституционный суд постановил - расширить права душевнобольных

, 18:36

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Сегодня Конституционный суд защитил права психически больных. Их ведь без разбора признавали прежде недееспособными. То есть неважно было, насколько серьёзное заболевание, и в каком рассудке человек - ни устроиться на работу, ни продать недвижимость. Даже пенсию нельзя было потратить самостоятельно.

С этой жалобой и обратилась в суд жительница Петербурга Ирина Делова. Она с детства инвалид, но не настолько, чтобы жить как растение, без интересов и прав. Её история заставила пересмотреть гражданский кодекс. Теперь среди душевнобольных появится некая градация. Репортаж Юлии Сеферинкиной:

Председатель Конституционного суда решение зачитывал 45 минут, в постановлении очень много ссылок, не столько на российское законодательство и конституцию, сколько на нормы международного права и конвенцию ООН по правам инвалидов, которую Россия ратифицировала два месяца назад.

Категоричность российского Гражданского кодекса именно в вопросе недееспособности уже неоднократно вызывала критику правозащитных организаций. Пример стран запада, где есть такое понятие как "ограниченная дееспособность", в России не прижился даже после вмешательства Европейского суда по правам человека.

Сегодня Конституционный суд постановил расширить права инвалидов. Закон будут менять почти по медицинским показателям.

 

Геннадий Жилин, судья-докладчик Конституционного суда: «Проблема заключается в том, что существует несколько степеней психического расстройства, их четыре, как вы слышали, но даже внутри этих степеней тоже существует градация определённая. Но наше законодательство предусматривает либо признать недееспособным, либо не признавать. Даже малолетние, шести лет, могут совершать мелкие бытовые сделки самостоятельно, а эти лица не могут».

Поводом к рассмотрению стало заявление 48-летней Ирины Деловой. Женщина с детства живёт в психоневрологическом интернате, но недееспособной, в связи с психическим расстройством, её признали два года назад. Инвалида лишили возможности распоряжаться собственной жизнью даже в мелочах. Пенсию, которую до этого Ирина тратила в основном на материалы для творчества, отдали в руки опекуна. Покупка обыкновенных ниток превратилась цепочку бюрократических процедур и объяснений "зачем".

Ирина Петрова, сотрудник психоневрологического интерната №3: «Она утратила возможность делать людям подарки, она очень скромный человек в своих потребностях, она эти деньги не тратила, чтобы объедаться каких-то деликатесов, она эти деньги тратила, чтобы радовать людей».

Опекуном Ирине назначили администрацию интерната, в котором она живёт. Учреждению, чтобы выполнить желание инвалида, нужно сначала с ним согласиться, а позже отчитаться перед социальными службами за каждую потраченную копейку. После сегодняшнего решения, у людей, страдающих психическим расстройством, есть шанс сохранить за собой часть гражданских прав. До 1 января в законодательстве должны прописать степени заболевания и решить каким именно имуществом смогут распоряжаться те, кого признают ограниченно дееспособным.

Дмитрий Бартеньев, адвокат Ирины Деловой: «Мне кажется, сегодня историческое решение принято, потому что Конституционный суд, во-первых, вновь подтвердил, что все граждане Российской Федерации, в том числе и люди с психическими расстройствами, обладают неотъемлемым правом на уважение достоинства личности. И именно вот это ключевое право, ключевая ценность - достоинство личности человека, определяет то, что любой человек должен сохранять право распоряжаться своим имуществом, принимать решения в личной сфере».

Ограничение дееспособности должно быть пропорционально степени психического расстройства. Так что для изменения закона, скорее всего, будут привлекать медиков. Как только кодекс модернизируют, дело Ирины Деловой будет пересмотрено в гражданском суде.

Читайте нас в Дзен